Общество и мы 8-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Общество и мы» рассчитана для
подготовки обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по обществознанию в
форме ОГЭ и предполагает 34 часа из расчета 1 час в неделю. Данный курс является практикоориентированным, способствует расширению и
углублению базового курса обществознания. Программа ориентирована на обеспечение реализации
интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), на достижение
учащимися планируемых результатов освоения ООП ООО на базовом уровне и призвана
способствовать предпрофильному самоопределению. Программа также может быть использована
для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и
построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к
науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся, а также
ликвидировать возможные пробелы. Педагогическая целесообразность данной программы
внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для повышения уровня
предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями
данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и
бланков ответов).
Цель курса:
формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих понятиях,
закономерностях, взаимосвязях; углубление и расширение знаний учащихся в предметной области
«Обществознание» для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Задачи курса:
стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в
контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить
систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в
контексте готовности учащихся к ОГЭ;
развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,
раскрытии смысла афористичного высказывания;
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в
современных условиях;
способствовать формированию исследовательских навыков.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать
документы; анализировать публикации в периодических изданиях; работать с диаграммами и
таблицами; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным
проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе; делать
выводы.
Принципы реализации программы:
учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
комплексный подход при разработке занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
систематичность и последовательность.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий.. В
курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника
разные способности. Знакомство с теоретическим материалом, анализ письменных источников по
теме позволяют формировать основы для научного исследования, активизировать познавательную
деятельность обучающихся.
Формы организации занятий

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы
занятий: лекция, практикум, семинар, поисково- исследовательская работа
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения
следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности.
Программа предусматривает типовое оборудование. Возможно использование
мультимедийного оборудования.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности и формы их учета
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
иметь заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
иметь ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, на любви и уважении к
Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности;
стремиться к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
признавать равноправия народов, единства разнообразных культур;
осознавать необходимость поддержания гражданского мира и согласия и свою
ответственность за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
иметь убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций;
уважительно относиться к окружающим, уметь соблюдать культуру поведения при
взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Обучающийся получит возможность научиться:
сознательно участвовать в общественной и государственной жизни;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям
современной жизни.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и
прогнозировать результаты работы;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи (проблемы,
выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные
результаты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных
логических операций; обобщать факты и явления;
давать определения понятий;
коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы, сравнивать различные
точки зрения;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения
других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать
свою точку зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в
другую;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений
социальной действительности;
характеризовать явления общественно-политической жизни;
иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что
они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти
нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации;
руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в
мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии
общества;
знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
3) в коммуникативной сфере:
знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном
обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической
информации;
понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий
осознанно воспринимать соответствующую информацию;
уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
4) в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизм и гражданскую позицию;
5) в сфере трудовой деятельности:
осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;

оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать
основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы,
регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;
сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе,
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
понимать значение коммуникации в межличностном общении;
уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления
конфликтов.
Контроль в рамках данного курса запланировано проводить в следующих формах:
письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение
метапредметными умениями); тестирование
устный опрос;
решение практических задач;
выполнение тематических заданий.
Оцениваться по курсу внеурочной деятельности будут только тестовые работы, в форме зачтено/ не
зачтено. В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня
предметных знаний и умений по обществознанию. Предполагается после каждого раздела курса
промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет
проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное
тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов,
таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы. При
тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда зачтено выставляется в соответствии с
таблицей: Процент выполнения задания/Отметка 86% и более - отлично (зачтено) 63-85 % - хорошо
(зачтено) 37-62 % - удовлетворительно (зачтено) менее 37% - неудовлетворительно _______(не
зачтено) Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов
«Типовых тестовых заданий для подготовки к ОГЭ». По итогам курса предполагается выполнение
учениками зачётной работы по типу ОГЭ.

Основное содержание и структура
Курс «Общество и мы» в 8-9 классах состоит из восьми разделов, каждый из которых разбит на
определенное количество занятий. Данные разделы соответствуют «Кодификатору проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по
обществознанию». Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока
предлагается провести контроль знаний в форме диагностической работы в формате ОГЭ. В
календарно-тематическом плане указаны темы занятий, а также количество часов, планируемых для
изучения конкретной темы.
Содержание программы
Раздел 1. Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного.
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека . Индивид,
индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными
возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы
деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как
вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве. Отношения в малых
группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые,
личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Раздел 2. Общество, в котором мы живем. Человек в современном изменяющемся мире
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Развитие
общества. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Информационное
общество. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Профессии

настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Информационная культура и
информационная безопасность. Правила безопасного поведения в сети Интернет. Сущность
глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы ее улучшения.
Раздел 3. Человек в мире культуры
Культура, ее многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Общественные ценности. Свобода
и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм. Принципы и нормы
морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная
оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и
человека. Волонтерское движение. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль
науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере
культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека
и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств.
Роль искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4. Человек в экономических отношениях
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Потребности и
ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики
нашей страны. Экономическая система и ее функции. Собственность. Виды экономической
деятельности. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Обмен.
Торговля и ее формы. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Рыночная экономика.
Конкуренция. Государственная политика по развитию конкуренции. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике.
Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Предпринимательство.
Виды и формы предпринимательской деятельности. Деньги и их функции. Финансовый рынок и
посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги
финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платежная карта, денежные
переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита
прав потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление
домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники
доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы
сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации.
Раздел 5. Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Этнос и нация.
Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Положение человека в
обществе. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социальная мобильность. Молодежь – активный участник общественной жизни. Современная
молодежная культура. Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения
человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни
общества. Право и мораль. Социализация личности. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное
время подростка. Основные роли членов семьи. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальные конфликты и пути их разрешения. Здоровый образ жизни. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни. Основные направления и приоритеты социальной политики
российского государства.
Раздел 6. Человек в политическом измерении
Политическая жизнь общества. Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства.

Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственнотерриториальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические
ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы,
референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации.
Раздел 7. Гражданин и государство
Наша страна в начале XXI в. Место нашей Родины среди современных государств. Государственная
власть в нашей стране. Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн
Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – основной закон. Конституция
Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской
Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство.
Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы
государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие
коррупции в Российской Федерации. Президент – Глава государства Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской
Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область,
автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное
самоуправление.
Раздел 8. Человек как участник правовых отношений. Основы российского права
Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение.
Правовая культура личности. Законы и подзаконные акты. Отрасли права. Правоотношения и их
особенности. Участники правоотношений. Физические и юридические лица в гражданском праве.
Правоспособность и дееспособность. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
отношений. Право собственности, защита прав собственности. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Условия
заключения брака в Российской Федерации. Права ребенка и возможности их защиты. Права и
обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и время отдыха.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. Правонарушение и юридическая
ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Гражданско-правовые проступки
и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная
ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и
уголовная ответственность. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура
правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема

Дата
план

факт

Электронные образовательные
ресурсы

1

Введение. Человек и общество

04.09

https://infourok.ru/

2

Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной
жизни

11.09

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniyoge.

3

Индивид и личность. Особенности
подросткового возраста.
Деятельность и ее основные формы

18.09

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp

4

Межличностные отношения.
Общение. Межличностные
конфликты и их конструктивное
решение

25.09

5

Обобщение и систематизация
02.10
знаний по теме «Человек и его
социальное окружение»; «Общество,
в котором мы живем. Человек в
современном изменяющемся мире»

http://www.fipi.ru

6

Сфера духовной культуры и ее
особенности. Наука и образование в
современном обществе

09.10

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp

Религия. Свобода совести. Мораль.
Гуманизм. Патриотизм,
гражданственность

16.10

8

Обобщение и систематизация
знаний по теме «Человек в мире
культуры»

23.10

http://www.fipi.ru

9

Роль экономики в жизни общества.
Проблема ограниченности ресурсов.
Товары и услуги. Экономические
системы

06.11

https://infourok.ru/

10

Производство и производительность
труда. Рынок и рыночный механизм

13.11

https://infourok.ru/

11

Предпринимательство. Деньги

20.11

https://infourok.ru/

12

Заработная плата и стимулирование
труда. Неравенство доходов и
экономические меры социальной
поддержки

27.11

https://infourok.ru/

13

Налоги. Экономические цели и
функции государства

04.12

https://infourok.ru/

7

https://infourok.ru/
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp

https://infourok.ru/
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
https://infourok.ru/

14

Банковские услуги

11.12

https://infourok.ru/

15

Домохозяйство: основные функции, 18.12
источники доходов и расходов,
вопросы планирования и сбережения

https://infourok.ru/

16

Обобщение и систематизация
знаний по теме «Человек в
экономических отношениях»

25.12

http://www.fipi.ru

17

Социальная структура общества.
Семья как малая группа.
Многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте

15.01

https://infourok.ru/

18

Социальные ценности и нормы.
Отклоняющееся поведение

22.01

https://infourok.ru/

19

Социальный конфликт и пути его
решения. Межнациональные
отношения

29.01

https://infourok.ru/

20

Обобщение и систематизация
05.02
знаний по теме «Человек в системе
социальных отношений. Социальные
ценности и нормы»

http://www.fipi.ru

21

Власть. Полита. Государство.
Разделение властей

12.02

https://infourok.ru/

22

Формы государства. Политический
режим

19.02

https://infourok.ru/

23

Местное самоуправление. Участие
граждан в политической жизни.
Выборы и референдум

26.02

https://infourok.ru/

24

Политические партии и движения.
Гражданское общество и правовое
государство

05.03

https://infourok.ru/

25

Обобщение и систематизация
знаний по теме «Человек в
политическом измерении»

12.03

http://www.fipi.ru

26

Право, его роль в жизни общества и
государства. Норма права.
Нормативно правовой акт

19.03

https://infourok.ru/

27

Понятие правонарушений. Признаки
и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности

02.04

https://infourok.ru/

28

Конституция РФ и основы
конституционного строя РФ.
Федеративное устройство.Органы
государственной власти РФ

09.04

https://infourok.ru/

29

Правоохранительные органы.
Судебная система.
Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Права и свободы гражданина РФ

16.04

https://infourok.ru/

30

Права ребенка. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Международно - правовая защита
жертв вооруженных конфликтов

23.04

https://infourok.ru/

31

Гражданские правоотношения.
Права собственности. Права
потребителей. Семейные
правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей.
Право на труд. Трудовые
правоотношения

30.04

https://infourok.ru/

32

Административные
правоотношения, правонарушения и
наказания. Основные понятия и
институты уголовного права.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних

07.05

https://infourok.ru/

33

Обобщение и систематизация
знаний по теме «Гражданин и
государство»; «Человек как участник
правовых отношений. Основы
российского права»

14.05

http://www.fipi.ru

34

Повторительно - обобщающий урок

21.05

https://infourok.ru/
http://www.fipi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».