ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для
обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также
ориентирована на целевые приоритеты Программы воспитания МБОУ «Сабинская ООШ».
Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника. Формирование функционально грамотных
людей – одна из важнейших задач современной школы.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно
осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для
решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. В отличие от элементарной грамотности как способности личности
читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие
арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений,
который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности
в конкретной культурной среде.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована
душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это
человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и
умеющий их самостоятельно выбирать. В качестве основных составляющих функциональной
грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность. Для повышения мотивации изучения курса и с
учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты
авторских и русских народных сказок.
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формировать читательскую
компетенцию младшего школьника, добывать новые знания, применять полученные знания на
практике, оценивать свои знания, стремиться к саморазвитию.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Программа предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33
часа (при 1 часе в неделю). Форма организации: литературные игры, конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии
проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет
предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав
чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность:
деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль,
банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и
его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как
члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения
проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; –
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – знать и различать
жанры произведений, анализировать авторские и народные сказки, составлять характеристики
героев прочитанных произведений, отвечать на вопросы по содержанию прочитанных
рассказов и сказок, суметь рассказать о прочитанном.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: знать счет в пределах
20 в одну и в обратную сторону, знать порядковый счет, составлять числовые выражения и
находить их значение, знать состав чисел в пределах 10, уметь решать простые задачи на
увеличение и уменьшение числа.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – знать определения
деньги, финансы, покупка, товар, обмен, понимать значения слов доходы и расходы, научиться
применять на практике понятия цена, количество, стоимость.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - вести
наблюдения за объектами и явлениями природы, проводить простейшие эксперименты,
познакомиться со свойствами предметов и природных объектов.
Календарно – тематическое планирование 1 класс
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
Всего
Практич
Контрольн
еские
ые работы
работы
Дата
изучения
Блок «Читательская грамотность»
1
4.09.24
Электронн
ые
цифровые
образовате
ль
ные
ресурсы
Виталий Бианки
Лис и мышонок
Русская народная сказка.
1
11.09.24
Мороз и заяц
Владимир Сутеев.
1
18.09.24
Живые грибы
Геннадий Цыферов.
1
25.09.24
Петушок и солнышко
Михаил Пляцковский.
1
2.10.24
Урок дружбы.
Грузинская сказка.
1
9.10.24
Лев и заяц
Русская народная сказка.
1
16.10.24
Как лиса училась летать
Евгений Пермяк.
1
23.10.24
Четыре брата
Блок «Математическая грамотность»
Про курочку Рябу,
6.11.24
1
золотые и простые яйца
Сказка
13.11.24
1
Про козу, козлят и капусту
Про петушка и
20.11.24
1
жерновцы
Как петушок и курочки
27.11.24
1
делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
4.12.24
1
https:/uchi.ru
Про Машу и трёх медведей
11.12.24
https:/uchi.ru
18.12.24
https:/uchi.ru
25.12.24
https:/uchi.ru
15.01.25
https:/uchi.ru
22.01.25
https:/uchi.ru
29.01.25
https:/uchi.ru
5.02.25
https:/uchi.ru
12.02.25
https:/uchi.ru
26.02.25
https:/uchi.ru
5.03.25
https:/uchi.ru
Про старика, старуху,
волка и лисичку
Про медведя, лису
и мишкин мёд
1
1
1
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
Блок «Финансовая грамотность»
17
18
19
20
21
22
23
За покупками
Находчивый Колобок
День рождения
Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные
деньги
Кот Василий
продаёт молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
прибыль делили
Как мужик золото менял
Блок «Естественно-научная грамотность»
Как Иванушка хотел
19.03.25
попить
1
водицы
Пятачок, Винни-Пух и
2.04.25
1
воздушный шарик
Про репку и другие
9.04.25
1
корнеплоды
Плывёт, плывёт кораблик
1
16.04.25
Про Снегурочку и
23.04.25
1
превращения воды
Промежуточная аттестация
30.04.25
1
Крошка Енот и Тот, кто
сидит в пруду
Иванова соль
Владимир Сутеев.
Яблоко
ВСЕГО
33
12.03.25
1
1
1
1
33
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
https:/uchi.ru
7.05.25
https:/uchi.ru
14.05.25
https:/uchi.ru
21.05.25
https:/uchi.ru