Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « В мире звуков» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, учебного плана школы на 2024-2025 учебный год и учетом
Программы воспитания школы.
Назначение программы: организация коррекционно– развивающей работы с учащимися
первых – третьих классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи, на основе
системно – деятельностного подхода.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование
интеллектуально - волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические
процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность,
ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы - научить детей
связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о
фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей.
Курс внеурочной деятельности логопедической коррекции составляет 34 ч. Занятия
проводятся с обучающимися 1-3 классов продолжительностью 40 минут.
В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с
наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и
потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Все типы занятий делятся на коррекционно - обучающие, закрепляющие, комбинированные.
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,
способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации
детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на
словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй
речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки
посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся
(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти,
внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного
учреждения и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их
преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное
выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектацию групп.
Занятия проводятся с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и
письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению
неуспеваемости по родному языку;
Осуществляются взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения
детьми образовательных программ;
Специфика логопедической работы с учащимися:
Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексикограмматического строя, связной речи, чтения и письма)
Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень
сформированности речи)
Частый повтор упражнений с элементами новизны
Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
Конкретность и доступность заданий
Умеренный темп работы
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы,
наглядность и т.д.)
Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Формы проведения занятий
просмотры презентаций с рассказом педагога;
практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ по
разным школьным дисциплинам.
Текущая проверка знаний осуществляется без оценки в баллах. Работу ребенка учитель
оценивает словесно и только положительно.
Структура курса
Содержание программы создает возможность для воспитания ученика, умеющего
разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него
развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона
речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание,
воображение.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и
коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает
упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения,
как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из
обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы,
небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных,
глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов
дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом,
говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо
правильно и красиво говорить. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться
спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного
занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики..
Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий.
Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки.
Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без
запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить
скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая.
Структура занятия:
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
В ходе реализации программы у младших школьников формируются следующие группы
УУД:
1. Личностные.
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность
помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2. Коммуникативные.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции,
способы);
- постановка вопросов (поиск и сбор информации);
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и
диалогической речи;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
- умение критично относиться к собственному мнению;
-управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение
договариваться друг с другом и т.д.).
3. Регулятивные.
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата:
- прогонозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
-саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
4. Познавательные.
-умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку.
Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.
В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для
родителей.
Темы групповых консультаций для родителей.
«Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
«Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».
«Охрана органов речи».
«Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».
Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости
Список литературы
Список литературы для педагога
1.Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
2.Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
3. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.
5.Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.:
АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.65
Список литературы для обучающихся
1.Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у
детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
2.Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать
звуки», М., 2006.
Интернет ресурсы:
Развитие речи www.r-rech.ru
www.logopedplus.ru
www.logoped.org
www.logoped.ru
www.logos.pp.ru
Информация для логопедов, а также много материалов для родителей и просто взрослых
интересующих логопедической темой.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml