Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сабинская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных
потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка
подрастающего
поколения
россиян
в
области
безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у
подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Безопасный мир» разработана в
соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования.
Рабочая программа «Безопасный мир» построена так, чтобы были достигнуты
следующие цели:
- безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
- понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
- принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том
числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
- готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- формировать у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработать у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Рабочая программа «Безопасный мир» изучается в 8 классе из расчета 1 час в неделю
(всего 34 часа).
Программа предназначена для:
- формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях
в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих;
- приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные
опасные ситуации с учетом своих возможностей;
- формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе
наркотиков.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера
похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
- понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
- знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых
государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;
- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
- умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план
действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;
- умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
- обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;
- вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;
владение
правилами
дорожного
движения,
обязанностями
и
правами
пешеходов,водителя велосипеда;
- владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;
- понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.
Содержание программы внеурочной деятельности «Безопасный мир»:
1. Основы безопасности личности, общества и государства, 24ч.
а). Безопасность дорожного движения, 8ч.
б). Правила пожарной безопасности,8ч.
в). Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, 6ч.
г). Экологическая безопасность, 2ч.
2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.10ч.
а). Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 3ч.
б). Основы здорового образа жизни. 7ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отравлениях опасными
химическими веществами и бытовой химией, отморожениях, ушибах, кровотечениях, закрытых
травмах;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в
случае эвакуации населения.
- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику;
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер
предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной
помощи;
- проводить герметизацию жилища;
уметь
пользоваться
простейшими
противопожарными
средствами.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата/
план
Дата/
факт
Тема
Основное содержание
1 четверть
История
создания
ГИБДД.
Взаимодействие
УГИБДД
и
отрядов ЮИД в профилактике
детского дорожнотранспортного
травматизма.
1.
04.09
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
2.
11.09
Правила дорожного движения
3.
18.09
Действия
пешеходов
различных условиях.
4.
25.09
Виды перекрестков и
правила движения на них.
Поведение пешеходов на
перекрестке. Виды перекрестков.
Дорожные ситуации - «ловушки»
опасные для пешеходов
5.
02.10
Устройство велосипеда
Физические основы устойчивости
двухколесного велосипеда. Виды и
Правила дорожного движения, их
история. Краткая характеристика
современного
транспорта.
Дорожные
знаки,
указатели,
регулировка.
в ПДД. Места перехода проезжей
части. Движение вдоль дорог.
Движение в одиночку, группами,
колоннами.
Виды деятельности
Прохождение
вводного
инструктажа
обучающихся
по
соблюдениям правил ТБ
во
время
занятий.
Изучение взаимодействия
ГИБДД и отрядов ЮИД в
профилактике
детского
дорожнотранспортного
травматизма
Изучение
правил
дорожного
движения,
дорожные
знаки,
указатели,
знаки
регулировки.
Изучение
правил
безопасного поведения на
дороге, места переходов
проезжей части.
Правила
движения
группами, колоннами, в
одиночку.
Изучение
правил
поведения пешеходов на
перекрестке,
виды
перекрестков. Получение
представления
о
дорожных ситуациях «ловушках» опасных для
пешеходов.
Изучение
устройства
велосипеда. Получение
Материалы и
оборудование
Конспект,
презентация.
Конспект,
презентация.
Презентация
Презентация
Презентация,
конспект
техническая
характеристика
велосипедов.
Устройство.
Основные узлы и агрегаты
велосипеда.
Правила для велосипедистов.
Способы
неполной
разборки
сборки
велосипеда.
Узлы
велосипеда, требующие полной
разборки.
6.
09.10
Подготовка велосипеда,
подготовка велосипеда к
походу.
7.
16.10
Опасные ситуации на дорогах, Причины дорожно-транспортных
улицах,
в
общественном происшествий на дорогах, улицах,
транспорте.
в общественном транспорте.
8.
23.10
Ответственность за нарушение Виды
ответственности
за
ПДД.
нарушение ПДД. Ответственность
пешеходов,
водителей
велосипедов,
водителей
транспортных
средств.
Административная и уголовная
ответственность за нарушение
ПДД велосипедистами
представления
о
техническом
обслуживании
велосипедов.
Изучение правил
для
велосипедистов.
Воспитание
культуры
безопасного поведения на
дороге.
Изучение
возможных
неисправностей
велосипеда в походе и
способы их устранения.
Составление
памятки
«Если случилась беда»:
как помочь, если ты стал
свидетелем ДТП.
Решение
ситуационных
задач по правилам
дорожного движения.
Презентация,
конспект
Презентация,
памятки по ПДД
Конспект,
презентация
№
п/п
10.
Дата/
план
06.11
11.
Дата/
факт
Тема
2 четверть
Основное содержание
Виды деятельности
Материалы и
оборудование
Изучение
мер Презентация,
предосторожности при
конспект
пользовании
огнем
в
различных ситуациях.
Получение представления Презентация, памятки
о группах возгораемости
материалов.
Изучение
группы
возгораемости
материалов, причины и
поражающие
факторы
пожаров.
Изучение
правил Презентация,конспект
пожарной безопасности,
правил
безопасного
поведения
при
возникновении пожара в
доме
Рассмотрение
мер Конспект, наглядный
пожарной безопасности материал
дома и в школе.
Огонь – друг и враг человека
Огонь – друг и враг человека.
Меры предосторожности при
обращении с огнем.
13.11
Три составляющих огня
Три
составляющих
огня.
Причины
и поражающие факторы огня.
12.
20.11
Огонь и человек
Правила пожарной безопасности
Дым и его опасность.
13.
27.11
14.
04.12
15.
11.12
16.
18.12
Права и обязанности граждан Противопожарный режим дома и
в
области
пожарной в школе. Права и обязанности
безопасности.
граждан в области пожарной
безопасности.
Правила
безопасного
поведения
при
пожаре
в
жилом
или
общественном здании.
Опасности на кухне
Потенциальные опасности на
Рассмотрение
Презентация, памятки
кухне. ППБ при использовании
потенциальных
газовых и электрических плит.
опасностей
в
доме,
изучают
ППБ
при
использовании газовых и
электрических плит.
Твои действия при пожаре
Занятие - практикум «Твои
Отработка практических Презентация
действия при пожаре».
навыков « Мои
действия при пожаре»
Эвакуация
из
горящего Практическое занятие» эвакуация Отработка практических Презентация
здания
17.
25.12
Противопожарное
оборудование
из горящего здания».
навыков по
эвакуации из горящего
здания.
Виды
противопожарного Изучение
различных Конспект, наглядный
оборудования.
видов противопожарного материал
оборудования,
правила
пользования
огнетушителями
различных видов.
№
п/п
18.
Дата/
план
15.01
Дата/
факт
Тема
19.
22.01
20.
29.01
21.
05.02
Обеспечение
химической
защиты населения
22.
12.02
23.
26.02
Организация
оповещения
населения о чрезвычайных
ситуациях
техногенного
характера
Средства
индивидуальной
защиты. Эвакуация.
Техногенные опасности
Пожары и взрывы
3 четверть
Основное содержание
История аварий и катастроф, их
причины. Потенциально опасные
объекты, характерные для региона
проживания.
Поражающие факторы взрыва.
ПБП при взрывах. Пожары и
взрывы,
их
характеристика,
пожарои
взрывоопасные
объекты. Последствия пожаров на
взрывоопасных
объектах
экономики.
Опасные
химические Промышленные
аварии
с
вещества и опасные объекты.
выбросом опасных химических
веществ. Химически опасные
объекты производства. Аварийно
химически опасные вещества
(АХОВ), их характеристика и
поражающие факторы
Виды деятельности
Материалы и
оборудование
Изучение
причин Презентация,
техногенных ЧС,
конспект
классификацию. Получение
представления о
потенциально
опасных
объектах
Ивановской
области.
Получение представления о Презентация,
поражающих
памятки
факторах
взрыва,
особенностях взрыва.
Изучение
ПБП
при
взрывах.
Рассматрение
опасных
химических
веществ
и
опасных
объектов.
Практическая
работа: «Правила личной
безопасности на случай
возникновения химической
аварии в нашем регионе»
Последствия химических аварий,
Получение представления о
воздействие на человека.
последствиях химических
аварий и их влиянии на
человека.
ПБП при химических авариях.
Изучение
ППБ
при
Герметизация
помещения. химических авариях,
Оповещение
населения
о герметизация помещения.
чрезвычайных ситуациях.
Обязанности и правила поведения Изучение
средств
людей
при
эвакуации. индивидуальной защиты
Комплектование
минимально и подготовку к эвакуации.
необходимого набора документов,
Презентация,
конспект
Презентация,
конспект
Презентация,
конспект
Презентация,
конспект
24.
05.03
25.
12.03
26.
19.03
27.
02.04
вещей и продуктов питания в
случае эвакуации населения.
Общие понятия о здоровье как Основные понятия о здоровье и Запись своего понимания
основной ценности человека
здоровом образе жизни.
здоровья
человека
и
указание критериев, по
которым можно оценить
его уровень.
Экологическая безопасность
Обеспечение экологической
Изучение основных правил
безопасности при проживании на
обеспечения экологической
территории со сложной экологией. безопасности
при
проживании на территории
со сложной экологией.
Первая помощь на дороге
Оказание первой помощи при
Изучение оказания первой
несчастных случаях на дороге.
помощи.
Рассмотрение
Остановка кровотечений.
различных способов
остановки кровотечений
Первая помощь при ожогах
Первая помощь при химических и
термических ожогах.
Конспект,
практические
задания
Презентация,
конспект,
практические
задания
Презентация,
наглядный
материал
Изучение
правильного Презентация,
оказания первой
наглядный
помощи при химических и материал
термических ожогах.
№
п/п
28.
Дата/
План
09.04
29.
30.
16.04
23.04
31.
30.04
32.
07.05
33.
14.05
Дата/
факт
Тема
4 четверть
Основное содержание
Виды деятельности
Материалы и
оборудование
Отравление бытовой химией
Первая помощь при отравлениях
Изучение
правильного Презентация,
бытовой
химией.
Правила оказания первой
наглядный
оказания первой медицинской помощи при бытовых материал
помощи при отравлениях угарным отравлениях.
газом, хлором и аммиаком.
Промежуточная аттестация
Тест
Индивидуальное
здоровье Индивидуальное
здоровье Изучение
основных Презентация,
человека
человека, его физическая и факторов, влияющих на
памятки
духовная сущность. Режим труда здоровье
человека.
и
отдыха.
Умственная
и Формирование привычки
физическая работоспособность.
здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье
Репродуктивное здоровье как Объяснение
общие Презентация,
общая составляющая здоровья понятия
о наглядный
человека и общества. Режим дня. репродуктивном здоровье материал
Профилактика переутомления.
как общей составляющей
здоровья
человека
и
общества.Обоснование
значения здорового образа
жизни для сохранения и
укрепления
здоровья
человека и общества.
Здоровый
образ
жизни
и Развитие умения вести Презентация,
Здоровый образ жизни
безопасность
–
основные здоровый образ жизни.
конспект
составляющие здорового образа Изучение
факторов,
жизни. Движение – естественная
оказывающих
влияние
на
потребность организма.
здоровье человека
Здоровый образ жизни и Здоровый образ жизни как Изучение
факторов, Презентация,
профилактика
основных необходимое условие сохранения которые
положительно памятки
неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья человека и влияют
на
здоровье
общества и обеспечения их
человека,
основных
безопасности.
неинфекционных
заболеваний; причины их
возникновения
и
профилактика.
34.
21.05
Вредные привычки
влияние на здоровье
и
привычки
и
их
их Вредные
негативное влияние на здоровье.
Табакокурение и его последствия
для
организма
курящего
и
окружающих людей. Алкоголь и
его влияние здоровье подростка.
Наркомания,
токсикомания и
другие вредные привычки.
Продолжить
Конспект,
формирование понимания наглядный
о пагубном воздействии материал
наркотиков
и
других
психоактивных веществ
на здоровье человека.