1
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы: данный курс призван помочь обучающимся
успешно подготовиться к ОГЭ по географии: повторить материал, изученный ранее,
углубить имеющиеся знания.
Цель: создание условий для реализации прав обучающихся на качественное
образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.
Задачи:
Осуществить информационное, методическое, психолого – педагогическое
обеспечение итоговой аттестации обучающихся
Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных
стандартов
Изучить нормативно – правовые документы по ОГЭ
Систематизировать работу с обучающимися по подготовке к ОГЭ
Информировать классного руководителя, родителей по вопросам ОГЭ
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к
обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с обучающимися, составляют основу курса. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию обучающихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счёт использования
в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов. Программа предполагает, что
основной задачей преподавателя, реализующего данный курс, является успешная реализация
творческого потенциала обучающихся, повышения их познавательного интереса к географии
и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих
знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый
этап подготовки к основному государственному экзамену.
Программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ОГЭ по
географии, методических рекомендаций ФИПИ 2024 года.
2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к
ОГЭ по географии»
1.1. Личностные результаты
Личностные результаты обучения географии:
-ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально –
личностные позиции:
1) гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
2) осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
3) осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
4) представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и
роли в современном мире;
5) осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
6) осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-гармонично развитые социальные чувства и качества:
1) умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
2) эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
3) патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к
истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов ,
толерантность;
4) готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
2.2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1)
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
2)
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
3)
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
4)
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
5)
работать по самостоятельно составленному плану, сверять с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет);
6)
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
7)
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
1)
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
3
2)
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
3)
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом;
4)
строить логическое рассуждение, включающее причинно – следственных связей;
5)
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно – аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
1)
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
2)
учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
3)
понимания позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
4)
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
2.3. Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом классе являются
следующие умения:
1) осознание роли географии в познании окружающего мира:
-объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
сущность происходящих в России социально – экономических преобразований; типичные
черты и специфику природно – хозяйственных систем и географических районов;
-освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
-определять причины и следствия геоэкологических проблем;
-приводить примеры закономерностей размещения отраслей. Центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
2) использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем; прогнозировать изменения в
географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
3) использование карт как моделей:
-пользоваться различными источниками географической информации; картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
4) понимание смысла собственной действительности:
- формировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивости развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание курса
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников
9 классов в новой форме по географии. Нормативно – правовые и другие документы,
определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной
процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по
4
географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных
материалов (КИМ).
Раздел 1. Источники географической информации
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные
параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения,
градусная сеть).
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Ориентирование по плану и карте
Решение задач на определение географических координат
Построение профиля рельефа местности по топографической карте
Определение расстояний на плане и карте
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической
карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество,
работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической,
экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим
координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний
на плане и карте.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от
строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера. Её состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя
мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных.
Особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное
образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,
цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно
– хозяйственные.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Определение средней температуры при подъёме и спуске
Решение задач на определение атмосферного давления
Определение типов климата по климатическим диаграммам
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях; формирование устойчивых установок социально – ответственного поведения в
географической сфере – среде обитания всего живого, в том числе и человека
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной
Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их
использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
5
Раздел 4. Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Описание страны по плану
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и
заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков;
осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
Раздел 5. География России
Особенности географического положения России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно – территориальное устройство России.
Природа России
Особенности геологического строения т распространения крупных форм рельефа. Типы
климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная
деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно – хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородию почв.
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы
и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно –
ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
География отраслей промышленности. География сельского хозяйства.
География важнейших видов транспорта.
Природно – хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо – Запад,
Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный
потенциал.
Россия в современном мире
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Решение географических задач на определение поясного времени
Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона
Решение задач по определению субъектов по краткому описанию
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов
Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц,
графиков
Определение причинно – следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
6
Свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать
задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных
условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных. Рекреационных
ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии
Обобщение
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
Психологическая подготовка к экзамену. Обобщение материала по программе курса. Анализ
наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению Практическое решение заданий ОГЭ
по географии.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практикум по заданиям КИМ, демонстрация презентации
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Анализировать, сравнивать и
обобщать прочитанный материал. Делать выводы и
заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; овладеть
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных
рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
№
Введение
Кол-во
часов
1
2. 1
Источники географической информации
3
3. 2
Природа Земли и человек
3
4. 3
Материки, океаны, народы и страны
10
5. 4
Природопользование и геоэкология
2
6. 5
География России
13
1.
7.
Раздел
Обобщение
Итого
7
2
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
проведения
1.
план
05.09
2.
12.09
3.
19.09
4.
26.09
5.
03.10
6.
10.10
7.
Тема занятия
Колво
часов
факт
Вводное занятие. Особенности
ОГЭ по географии
Источники географической
информации: глобус,
географическая карта. План
местности, их основные
параметры и элементы
(масштаб, условные знаки,
способы картографического
изображения)
Работа по построению
профилей рельефа местности
Географические координаты
1
Земная кора и литосфера.
Состав, строение и развитие.
Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового
океана
Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от
строения земной коры и
рельефа. Минеральные ресурсы
Земли, их виды и оценка
1
17.10
Пробное ОГЭ
1
8.
24.10
Гидросфера, её состав и
строение. Мировой океан и его
части, Взаимодействие с
атмосферой и сушей
1
9.
07.11
Поверхностные и подземные
воды суши. Ледники и
многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли
1
10.
14.11
Атмосфера. Состав, строение.
Циркуляция. Распределение
тепла и влаги на Земле. Погода
и климат. Изучение элементов
погоды. Климаты Земли
1
11.
21.11
Распределение солнечного
света и тепла на Земле
1
8
Форма проведения
1
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
топографической
картой. http://vprege.ru/oge/geografiya/
1
Выполнение заданий
из сборника КИМов
Определение
географической
широты и долготы
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с физическими
картой мира и России
1
1
Работа с
тектонической
картой. Выполнение
заданий из сборника
КИМов http://vprege.ru/oge/geografiya/
Тренировочное
заполнение бланков
Работа с
географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов
Работа с
географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
климатическими
картами. Работа с
климатограммами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
12.
28.11
Движение литосферных плит.
Стихийные природные явления.
1
13.
05.12
Природные зоны Земли
1
14.
12.12
Имена на карте мира.
Выдающиеся географические
исследования, открытия и
путешествия
1
15.
19.12
Пробное ОГЭ
1
16.
26.12
Основные черты природы
Африки, Австралии, Северной
и Южной Америки,
Антарктиды, Евразии.
1
17.
09.01
Население материков.
Природные ресурсы и их
использование.
1
18.
16.01
Изменение природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека.
Многообразие стран, их
основные типы
1
19.
23.01
Влияние хозяйственной
деятельности людей на
природу. Основные типы
природопользования
1
20.
30.01
Географическое положение
России. Территория и
акватория, морские и
сухопутные границы
1
21.
06.02
Часовые пояса
1
9
Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Характеристика
природных зон Земли.
Работа с картой
природных зон
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Тренировочное
заполнение бланков
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами материков.
http://vprege.ru/oge/geografiya/
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами материков.
http://vprege.ru/oge/geografiya/
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами материков.
http://vprege.ru/oge/geografiya/
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Решение задач.
Работа с картой
22.
13.02
Природа России. Особенности
геологического строения и
распространения крупных форм
рельефа
1
23.
20.02
Типы климатов, факторы их
формирования, климатические
пояса. Климат и хозяйственная
деятельность людей.
Многолетняя мерзлота
1
24.
27.02
1
25.
06.03
Внутренние воды и водные
ресурсы. Особенности их
размещения на территории
страны. Природно –
хозяйственные различия морей
России
Почвы и почвенные ресурсы.
Меры по сохранению
плодородию почв
26.
13.03
Пробное ОГЭ
1
27.
20.03
1
28.
22.03
29.
03.04
Население России.
Численность, естественное
движение населения
Половой и возрастной состав
населения. Размещение
населения. Основная полоса
расселения
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии
России
30.
10.04
Городское и сельское
население. Крупнейшие города
1
31.
17.04
Особенности отраслевой и
территориальной структуры
хозяйства России
1
32.
24.04
Природно – хозяйственное
районирование России.
Географические особенности
отдельных районов и регионов:
север и Северо – Запад,
Центральная Россия, Поволжье,
Юг Европейской части страны,
Урал, Сибирь и Дальний
1
10
1
1
1
часовых поясов
Выполнение заданий
из сборника
КИМов.Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
климатическими
картами.
Климатограмма
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с почвенной
картой
Тренировочное
заполнение бланков.
http://www/fipi/ru
Работа с картой
населения России
Работа с картой
плотности населения
России.
http://www/fipi/ru
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с картой
народов России
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
http://www/fipi/ru
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с картами
регионов России
33.
15.05
34.
22.05
Восток. Географическое
положение регионов, их
природный, человеческий и
хозяйственный потенциал
Пробное ОГЭ
Работа над ошибками.
Индивидуальные консультации
1
1
Тренировочное
заполнение бланков
Заполнение бланков и
выполнение
тренировочного
варианта
экзаменационных
работ.
Список литературы
1.Амбарцумова Э.М.ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты, М.,
«Национальное образование», 2022
2.Баранов В.В. ОГЭ 2022.100 баллов. Самостоятельная подготовка к ОГЭ/В.В.
Баранов, С.В. Курчина, А.А. Жеребцов. –М.: Издательство «Экзамен»,2022.
Интернет – ресурсы:
http://www/fipi/ru - сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
http://vpr-ege.ru/oge/geografiya/1492-trenirovochnye-varianty-oge-po-geografii. Решу ОГЭ
по географии
Учебно –методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
1.География: 5-6-е классы: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина [и др.]. –
12-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.- 191с.: ил., карты. – (Полярная звезда).
2.Атлас по географии
3. Учебное пособие для подготовки к экзамену к формате ОГЭ 2024 по географии
Методические материалы для учителя
1.Спецификация, ГИА 2024, География, 9 класс
2 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для
проведения основного государственного экзамена по географии, 2024
11