Подготовка к ОГЭ по географии 9 класс

1

Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы: данный курс призван помочь обучающимся
успешно подготовиться к ОГЭ по географии: повторить материал, изученный ранее,
углубить имеющиеся знания.
Цель: создание условий для реализации прав обучающихся на качественное
образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.
Задачи:

Осуществить информационное, методическое, психолого – педагогическое
обеспечение итоговой аттестации обучающихся

Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных
стандартов

Изучить нормативно – правовые документы по ОГЭ

Систематизировать работу с обучающимися по подготовке к ОГЭ

Информировать классного руководителя, родителей по вопросам ОГЭ
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к
обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с обучающимися, составляют основу курса. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию обучающихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счёт использования
в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов. Программа предполагает, что
основной задачей преподавателя, реализующего данный курс, является успешная реализация
творческого потенциала обучающихся, повышения их познавательного интереса к географии
и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих
знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый
этап подготовки к основному государственному экзамену.
Программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ОГЭ по
географии, методических рекомендаций ФИПИ 2024 года.

2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к
ОГЭ по географии»
1.1. Личностные результаты
Личностные результаты обучения географии:
-ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально –
личностные позиции:
1) гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
2) осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
3) осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
4) представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и
роли в современном мире;
5) осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
6) осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-гармонично развитые социальные чувства и качества:
1) умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
2) эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
3) патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к
истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов ,
толерантность;
4) готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
2.2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1)
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
2)
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
3)
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
4)
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
5)
работать по самостоятельно составленному плану, сверять с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет);
6)
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
7)
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
1)
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
3

2)
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
3)
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом;
4)
строить логическое рассуждение, включающее причинно – следственных связей;
5)
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно – аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
1)
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
2)
учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
3)
понимания позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
4)
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
2.3. Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом классе являются
следующие умения:
1) осознание роли географии в познании окружающего мира:
-объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
сущность происходящих в России социально – экономических преобразований; типичные
черты и специфику природно – хозяйственных систем и географических районов;
-освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
-определять причины и следствия геоэкологических проблем;
-приводить примеры закономерностей размещения отраслей. Центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
2) использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем; прогнозировать изменения в
географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
3) использование карт как моделей:
-пользоваться различными источниками географической информации; картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
4) понимание смысла собственной действительности:
- формировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивости развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание курса
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников
9 классов в новой форме по географии. Нормативно – правовые и другие документы,
определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной
процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по
4








географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных
материалов (КИМ).
Раздел 1. Источники географической информации
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные
параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения,
градусная сеть).
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Ориентирование по плану и карте
Решение задач на определение географических координат
Построение профиля рельефа местности по топографической карте
Определение расстояний на плане и карте
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической
карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество,
работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической,
экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим
координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний
на плане и карте.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от
строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера. Её состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя
мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных.
Особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное
образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,
цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно
– хозяйственные.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Определение средней температуры при подъёме и спуске
Решение задач на определение атмосферного давления
Определение типов климата по климатическим диаграммам
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях; формирование устойчивых установок социально – ответственного поведения в
географической сфере – среде обитания всего живого, в том числе и человека
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной
Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их
использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
5











Раздел 4. Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Описание страны по плану
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и
заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков;
осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
Раздел 5. География России
Особенности географического положения России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно – территориальное устройство России.
Природа России
Особенности геологического строения т распространения крупных форм рельефа. Типы
климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная
деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно – хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородию почв.
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы
и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно –
ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
География отраслей промышленности. География сельского хозяйства.
География важнейших видов транспорта.
Природно – хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо – Запад,
Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный
потенциал.
Россия в современном мире
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Решение географических задач на определение поясного времени
Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона
Решение задач по определению субъектов по краткому описанию
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов
Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц,
графиков
Определение причинно – следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
6

Свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать
задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных
условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных. Рекреационных
ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии
Обобщение
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
Психологическая подготовка к экзамену. Обобщение материала по программе курса. Анализ
наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению Практическое решение заданий ОГЭ
по географии.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практикум по заданиям КИМ, демонстрация презентации
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Анализировать, сравнивать и
обобщать прочитанный материал. Делать выводы и
заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; овладеть
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных
рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
№

Введение

Кол-во
часов
1

2. 1

Источники географической информации

3

3. 2

Природа Земли и человек

3

4. 3

Материки, океаны, народы и страны

10

5. 4

Природопользование и геоэкология

2

6. 5

География России

13

1.

7.

Раздел

Обобщение
Итого

7

2
34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата
проведения

1.

план
05.09

2.

12.09

3.

19.09

4.

26.09

5.

03.10

6.

10.10

7.

Тема занятия

Колво
часов

факт
Вводное занятие. Особенности
ОГЭ по географии
Источники географической
информации: глобус,
географическая карта. План
местности, их основные
параметры и элементы
(масштаб, условные знаки,
способы картографического
изображения)
Работа по построению
профилей рельефа местности
Географические координаты

1

Земная кора и литосфера.
Состав, строение и развитие.
Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового
океана
Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от
строения земной коры и
рельефа. Минеральные ресурсы
Земли, их виды и оценка

1

17.10

Пробное ОГЭ

1

8.

24.10

Гидросфера, её состав и
строение. Мировой океан и его
части, Взаимодействие с
атмосферой и сушей

1

9.

07.11

Поверхностные и подземные
воды суши. Ледники и
многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли

1

10.

14.11

Атмосфера. Состав, строение.
Циркуляция. Распределение
тепла и влаги на Земле. Погода
и климат. Изучение элементов
погоды. Климаты Земли

1

11.

21.11

Распределение солнечного
света и тепла на Земле

1

8

Форма проведения

1

Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
топографической
картой. http://vprege.ru/oge/geografiya/

1

Выполнение заданий
из сборника КИМов
Определение
географической
широты и долготы
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с физическими
картой мира и России

1

1

Работа с
тектонической
картой. Выполнение
заданий из сборника
КИМов http://vprege.ru/oge/geografiya/
Тренировочное
заполнение бланков
Работа с
географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов
Работа с
географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
климатическими
картами. Работа с
климатограммами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.

12.

28.11

Движение литосферных плит.
Стихийные природные явления.

1

13.

05.12

Природные зоны Земли

1

14.

12.12

Имена на карте мира.
Выдающиеся географические
исследования, открытия и
путешествия

1

15.

19.12

Пробное ОГЭ

1

16.

26.12

Основные черты природы
Африки, Австралии, Северной
и Южной Америки,
Антарктиды, Евразии.

1

17.

09.01

Население материков.
Природные ресурсы и их
использование.

1

18.

16.01

Изменение природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека.
Многообразие стран, их
основные типы

1

19.

23.01

Влияние хозяйственной
деятельности людей на
природу. Основные типы
природопользования

1

20.

30.01

Географическое положение
России. Территория и
акватория, морские и
сухопутные границы

1

21.

06.02

Часовые пояса

1
9

Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Характеристика
природных зон Земли.
Работа с картой
природных зон
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Тренировочное
заполнение бланков
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами материков.
http://vprege.ru/oge/geografiya/
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами материков.
http://vprege.ru/oge/geografiya/
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами материков.
http://vprege.ru/oge/geografiya/
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Решение задач.
Работа с картой

22.

13.02

Природа России. Особенности
геологического строения и
распространения крупных форм
рельефа

1

23.

20.02

Типы климатов, факторы их
формирования, климатические
пояса. Климат и хозяйственная
деятельность людей.
Многолетняя мерзлота

1

24.

27.02

1

25.

06.03

Внутренние воды и водные
ресурсы. Особенности их
размещения на территории
страны. Природно –
хозяйственные различия морей
России
Почвы и почвенные ресурсы.
Меры по сохранению
плодородию почв

26.

13.03

Пробное ОГЭ

1

27.

20.03

1

28.

22.03

29.

03.04

Население России.
Численность, естественное
движение населения
Половой и возрастной состав
населения. Размещение
населения. Основная полоса
расселения
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии
России

30.

10.04

Городское и сельское
население. Крупнейшие города

1

31.

17.04

Особенности отраслевой и
территориальной структуры
хозяйства России

1

32.

24.04

Природно – хозяйственное
районирование России.
Географические особенности
отдельных районов и регионов:
север и Северо – Запад,
Центральная Россия, Поволжье,
Юг Европейской части страны,
Урал, Сибирь и Дальний

1

10

1

1

1

часовых поясов
Выполнение заданий
из сборника
КИМов.Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
климатическими
картами.
Климатограмма
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с почвенной
картой
Тренировочное
заполнение бланков.
http://www/fipi/ru
Работа с картой
населения России
Работа с картой
плотности населения
России.
http://www/fipi/ru
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с картой
народов России
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
http://www/fipi/ru
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с картами
регионов России

33.

15.05

34.

22.05

Восток. Географическое
положение регионов, их
природный, человеческий и
хозяйственный потенциал
Пробное ОГЭ
Работа над ошибками.
Индивидуальные консультации

1
1

Тренировочное
заполнение бланков
Заполнение бланков и
выполнение
тренировочного
варианта
экзаменационных
работ.

Список литературы
1.Амбарцумова Э.М.ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты, М.,
«Национальное образование», 2022
2.Баранов В.В. ОГЭ 2022.100 баллов. Самостоятельная подготовка к ОГЭ/В.В.
Баранов, С.В. Курчина, А.А. Жеребцов. –М.: Издательство «Экзамен»,2022.
Интернет – ресурсы:
http://www/fipi/ru - сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
http://vpr-ege.ru/oge/geografiya/1492-trenirovochnye-varianty-oge-po-geografii. Решу ОГЭ
по географии
Учебно –методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
1.География: 5-6-е классы: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина [и др.]. –
12-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.- 191с.: ил., карты. – (Полярная звезда).
2.Атлас по географии
3. Учебное пособие для подготовки к экзамену к формате ОГЭ 2024 по географии
Методические материалы для учителя
1.Спецификация, ГИА 2024, География, 9 класс
2 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для
проведения основного государственного экзамена по географии, 2024

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».