Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» реализует
художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа
разработана для занятий с учащимися 6-8 лет во второй половине дня в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Внеурочная
деятельность «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который
пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности
ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится
формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии
материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с
инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,
вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и
умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать
поделки из различных материалов.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в
процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие,
бережное
отношение
к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом
возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского
творчества.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными
предметами.
Связь занятий «Очумелые ручки», с содержанием обучения по другим
предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает
заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются
тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение
геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет
необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и
растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.),
изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие
художественно-эстетического вкуса и др.)
Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию
эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического
кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по
интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и
дома.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала,
информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о
проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка
последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью,
возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных
приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята
овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы,
целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных
мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому
развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и
полезным трудом.
Особенности реализации программы:
Внеурочная деятельность «Очумелые ручки» проводится во второй половине
дня. Местом проведения занятий может быть кабинет начальных классов,
библиотека.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная,
групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие,
беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;
- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед
необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог
может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты
выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на
занятиях придается особое значение как эффективному средству развития
воображения и эстетического чувства детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти
отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного
искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и
национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому
воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его
традиций и обычаев.
Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» рассчитана для
проведения занятий во второй половине дня. Продолжительность обучения 1
учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий
1час. Количество часов за год: 33 часа.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в
результате занятий по предложенной программе:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
сформировать навыки работы с информацией.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной
деятельности «Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
•
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности
в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в
различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами.
Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Содержание программы
В программу внеурочной деятельности «Очумелые ручки» входит ряд
разделов: «Работа с пластическими материалами», «Работа с тканью»,
«Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с
бросовым материалом». В начале учебного года проводятся ознакомительные
занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из
различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ
с целью подведения итогов реализации программы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала,
информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о
проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка
последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Календарно-тематическое планирование 1-2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Тема занятия
Дата по
плану
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. 2.09.25
I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
Беседа «История создания бумаги». Изделие
9.09.25
«Цыпленок»
Беседа « Как появились ножницы». Объемная
16.09.25
водяная лилия.
Аппликация из геометрических фигур.
23.09.25
Фантазии из «ладошек».
30.09.25
Букет из роз.
7.10.25
Новогодний ангелок.
14.10.25
Цветочные фантазии.
21.10.25
Цветочные фантазии. Продолжение работы.
28.10.25
Чудо-елочка.
11.11.25
Чудо-елочка. Продолжение работы.
18.11.25
«Снеговик».
25.11.25
«Робот».
2.12.25
II. «Работа с природным материалом». (4 часа)
Осенние фантазии из природного материала.
9.12.25
Поделки из кленовых «парашютиков».
16.12.25
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
23.12.25
Картины из листьев. Продолжение работы.
30.12.25
III. «Работа с тканью». (5 часов)
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые
13.01.26
зверюшки».
«Веселые зверюшки». Продолжение работы.
20.01.26
Мягкая игрушка
27.01.26
Мягкая игрушка. Продолжение работы.
3.02.26
Мягкая игрушка. Продолжение работы.
10.02.26
IV. «Работа с пластическими материалами». (7 часов)
Рисование пластилином
3.03.26
Рисование пластилином
10.03.26
Лепка объемного изделия
17.03.26
Лепка объемного изделия
31.03.26
Коллективная работа «Корзина с цветами»
7.04.26
Лепка из солёного теста
14.04.26
Лепка из солёного теста
21.04.26
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
Куколка-оберег из ткани.
28.04.26
Аппликация из макаронных изделий или круп
5.05.26
Аппликация из пуговиц и ткани.
12.05.26
Итоговое занятие. Выставка работ.
19.05.26
Дата по
факту