Пояснительная записка
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает
действовать Федеральная образовательная программа основного общего
образования (далее — ФОП ООО), структурным элементом которой является
федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми
основаниями
программы
воспитания
являются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, ФОП ООО реализуется посредством урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией
совместно с семьей и другими институтами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана
программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее — Программа) с целью
приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является
преемственной по отношению к программе социальной активности для
обучающихся начальных классов «Орлята России». Программа адресована
педагогам, классным руководителям, методистам, советникам директора по
воспитанию, руководителям образовательных организаций.
Программа составлена на основе авторской программы «Я-ты-он-она- вместе целая
страна» Буяновой А.А., Кушко Н.Н., Лобынцевой С.В., Шестаковой О.А.
Актуальность Программы
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще
«психологических младшекласников», и одновременно младших подростков.
Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в
начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в
более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается
в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически
в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенка от учения к
общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется
характер обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в
Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям.
Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются
жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы,
способности, у них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми,
на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении
доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в
группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они
начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя
регуляция активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной
стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с
другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена общества . Участие в
такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и
ребенка,
в
которых
активность
взрослого
способствует
овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания.
В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные
установки и позиции, включается в много- образные социальные связи, является
исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее
общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную
социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных
выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития
детей в образовательной организации и направлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским тради- ционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной
позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
● создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций;
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений;
● развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;
● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов
при переходе на следующий уровень образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и
социализации. Активная социализация осуществляется через овладение
представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе;
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями,
нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его
индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной
деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие
ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как
важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как
крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного
события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность,
выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над
материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное
событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный
труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное
событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина,
патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию,
формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе
ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются практические задания, выполнение которых способствует
формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и
проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает
выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным
опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о
значимости всего события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют
им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного
года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра,
иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от
собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом
других детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива к
прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты-он-она — вместе
целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной
социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной
стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны,
дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются:
классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на
формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только
учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также
пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию
экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории
социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении
занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов
школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных
результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных
организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию
российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации
проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в
деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать
свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и
брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать
план ее изменения; учитывать контекст и пред- видеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других без осуждения.
№ Классные
п/п события
1
2
3
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы занятий
«Моя школа — Занятие 1.
мои
«Какие мы?»
возможности» Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»
«Моя семья — Занятие 8.
моя опора»
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
Количес
тво
часов
1
2
1
1
2
ИТОГО: 7
1
1
1
2
ИТОГО: 5
«Мой выбор — Занятие 13.
1
моя
«Моя гражданская позиция: почему важно
ответственност выбирать»
ь»
Занятие
14.
«Цифровая
грамотность
и
1
безопасность в сети»
Занятие
15.
«Безопасное
использование
1
цифровых ресурсов»
Занятие 16. «Финансовая безопасность»
1
Занятие 17. «Планируем бюджет»
1
Занятие 18. «5 правил финансовой грамотности»
1
Занятия 19–20. «Мы выбираем»
2
ИТОГО: 8
«Мои знания — Занятия 21–22.
2
моя сила»
«Чудеса науки»
Занятие 23.
1
«Эмоциональный интеллект»
Занятие 24. «Правильные привычки: здоровое
1
питание»
Занятия 25. «Правильные привычки: правила
1
безопасности»
Занятия 26–27. «В здоровом теле — здоровый
2
дух»
ИТОГО: 7
5
«Моя страна — Занятие 28.
1
моя история» «Аллея памяти»
Занятие 29.
1
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
1
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
2
«Зарница»
ИТОГО: 5
Итоговое занятие
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
2
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№
Классные
п/п
события
1
2
3
«Моя школа — мои
возможности»
«Моя семья — моя
опора»
«Мой выбор — моя
ответственность»
Темы занятий
Колич
еств
о
час
ов
Занятие 1.
«Какие мы?»
Занятия 2. «Маршруты нашей школы»
1
Занятия 3. «Маршруты нашей школы»
1
Занятие 4. «Школьные старты»
(подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
1
Занятия 6. «Мы — команда»
1
Занятия 7. «Мы — команда»
1
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
Занятия 11.
«Правила счастливой семьи»
Занятия 12.
«Правила счастливой семьи»
1
1
ИТОГО: 7
1
1
1
1
1
ИТОГО: 5
Занятие 13.
1
«Моя гражданская позиция: почему важно
выбирать»
Занятие 14.
1
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 15.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 16.
«Финансовая безопасность»
Занятие 17.
«Планируем бюджет»
Занятие 18.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 19.
«Мы выбираем»
Занятия 20.
«Мы выбираем»
4
5
«Мои знания — моя Занятия 21.
«Чудеса науки»
сила»
Занятия 22.
«Чудеса науки»
Занятие 23.
«Эмоциональный интеллект»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое
питание»
Занятия 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26.
«В здоровом теле — здоровый дух»
Занятия 27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
«Моя страна — моя
история»
Итоговое занятие
Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31.
«Зарница»
Занятия 32.
«Зарница»
1
1
1
1
1
1
ИТОГО: 8
1
1
1
1
1
1
1
ИТОГО: 7
1
1
1
1
1
ИТОГО: 5
2
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ
СТРАНА»
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№ п/
п
Раздел, тема
Количество
часов
Дата
По плану
«Моя школа — мои возможности»
1
Занятие 1.
«Какие мы?»
2
Занятия 2. «Маршруты нашей
школы»
1
11.09
3
Занятия 3. «Маршруты нашей
школы»
1
18.09
4
Занятие 4. «Школьные старты»
(подготовка)
1
25.09
5
Занятие 5. «Школьные старты»
1
02.10
6
Занятия 6. «Мы — команда»
1
09.10
7
Занятия 7. «Мы — команда»
1
16.10
1
04.09
«Моя семья — моя опора»
8
Занятие 8.
«История моей семьи»
1
9
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
1
10
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи»
(подготовка)
1
11
Занятия 11.
«Правила счастливой семьи»
1
12
Занятия 12.
«Правила счастливой семьи»
1
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
«Мой выбор — моя ответственность»
13
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция:
почему важно выбирать»
1
04.12
По факту
14
Занятие 14.
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети»
1
15
Занятие 15.
«Безопасное использование
цифровых ресурсов»
1
16
Занятие 16.
«Финансовая безопасность»
1
17
Занятие 17.
«Планируем бюджет»
1
18
Занятие 18.
«5 правил финансовой
грамотности»
1
19
Занятия 19.
«Мы выбираем»
1
20
Занятия 20.
«Мы выбираем»
1
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
«Мои знания — моя сила»
21
Занятия 21.
«Чудеса науки»
1
22
Занятия 22.
«Чудеса науки»
1
23
Занятие 23.
«Эмоциональный интеллект»
1
24
Занятие 24.
«Правильные привычки:
здоровое питание»
1
25
Занятия 25.
«Правильные привычки:
правила безопасности»
1
26
Занятия 26.
«В здоровом теле — здоровый
дух»
1
27
Занятия 27.
«В здоровом теле — здоровый
дух»
1
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
«Моя страна — моя история»
28
Занятие 28.
«Аллея памяти»
1
29
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
1
30
Занятие 30.
«Через года, через века
1
09.04
16.04
23.04
помните…»
31
Занятия 31.
«Зарница»
1
32
Занятия 32.
«Зарница»
1
33
Итоговое занятие
34
Итоговое занятие
итого
1
1
30.04
07.05
17.05
21.05
34
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых под- ходов к ее
реализации разработан учебно-методический комплект, состоящий из отдельных
тетрадей по каждому событию, в которых содержатся методические рекомендации
педагогу, помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая
карта представляет собой документ, регламентирующий деятельность педагога по
планированию и организации образовательного процесса на занятии в
соответствии с требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является
обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его
проектирования, средством представления индивидуальных методов работы
педагога. В каждой технологической карте представлено описание необходимого
для проведения занятия материально-технического обеспечения, а также
обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены
необходимые для проведения занятий демонстрационные и раздаточные
материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип
вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания, формы
занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материальнотехнических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного
коллектива.