ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 7-8 классов и
составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма «Правила дорожного движения»; на основании постановления
Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения, с учетом рабочей программы
воспитания МБОУ «Сабинская ООШ» и направлена на обучение правилам дорожного движения
(ПДД) и основам безопасного поведения на дорогахс целью организации работы по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников
Правилам дорожного движения.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения,
диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением
интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и
опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится
участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах
России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число
составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры
поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному
безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не
может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения
данного курса в школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который
обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в
условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных
происшествий, участниками которых становятся школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности
жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. дать ребёнку системные знаний о значении важнейших дорожных знаков, указателей, линий
разметки проезжей части и правилах движения на проезжей части;
2. научить умению пользоваться общественным транспортом,пониманию сигналов светофора и
жестов регулировщика применять на практике полученные знания;
Развивающие:
1. формировать и развивать у детей навыки безопасного поведения на улице;
2. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
3. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,
научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в
содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для
каждого, в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
2. воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и
здоровью всех участников дорожного движения
3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины; осознания опасности неконтролируемого
поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа рассчитана на 1 год, является компонентом дополнительного образования. Общее
количество учебных часов –34 часа. Форма обучения очная.
1.Понятие об участниках дорожного движения.
Введение. История создания детского объединения юных инспекторов движения. История и
развитие Правил дорожного движения. Участники дорожного движения. Элементы улиц и дорог.
Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным
знакам.
2.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда
на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и
велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3.Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Разбор
дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Изучение правил
дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными
экзаменаторами.
4.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь
пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) обработка ран и способы остановки
кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки
пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему.
5.Профилактика детского дорожного травматизма.
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и
особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и
безопасного поведения на занятиях в автогородке. Практическая работа: тренинг по безопасному
вождению велосипеда в автогородке; участие в игре на тему правил дорожного движения.
6.Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила
движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной
обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка
велосипеда к походу.
7.Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
Фигурное вождение велосипеда. Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей
велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности
маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение
приёмов безопасного падения. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов
велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению
велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Правила проезда
велосипедистами пешеходного перехода. Практическая работа: освоение приёмов профилактических
и ремонтных работ велосипеда, составление памятки: «Юному велосипедисту». Тренировочные
занятия по фигурному катанию на велосипеде.
8.Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения.
Организация классных часов, смотров, викторин, соревнований по правилам безопасного дорожного
движения. Практическая работа: проведение классных часов, смотров, викторин, соревнований по
правилам безопасного дорожного движения.
9.Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения.
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригады юных инспекторов
дорожного движения Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.) - знания о правилах дорожного движения;
- знания о правилах оказания первой медицинской помощи;
- знания о моральных нормах и правилах поведения;
- начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного движения;
- понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир, водитель, участник
дорожного движения;
- понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия,
уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к
сопереживанию.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- соблюдение правил дорожного движения, способность руководствоваться ими в практической
деятельности;
- умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- выполнение возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного движения
(пешехода, пассажира, водителя);
- осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого человека, как
участников дорожного движения;
- соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
- умение водить велосипед согласно требованиям ПДД.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия.
- приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД;
- накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях по вопросу ПДД;
- высокий уровень самосознания, самодисциплины;
- участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня
(муниципального, регионального, федерального, международного);
- умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения;
активная
жизненная позиция.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЮИД»
№
п/п
Наименование занятия
Дата
проведения
занятия
по
плану
по
факту
Электронные образовательные
ресурсы
1
Ведение. История создания
детского объединения юных
инспекторов движения.
02.09
https://yuid.ru/dvizhenie-yuid/
2
История и развитие Правил
дорожного движения
09.09
http://spectr-pdd.ru/istoricheskaya-statya
3
Участники дорожного
движения.
16.09
https://infourok.ru/konspekt-zanyatieuchastniki-dorozhnogo-dvizheniya1432812.html
4
Элементы улиц и дорог.
23.09
https://урок.рф/library/elementi_ulitc_i_
dorog_114839.html
https://yuid.ru/elementy-dorogi-i-ihnaznachenie/
5
Дорожные знаки и их группы.
30.09
http://sakla.ru/igraj/naydi-nuzhnyy-znak
https://mosavtoshkola.org/blog/dorozhnye
-znaki/
6
Светофорное регулирование
движения транспорта и
пешеходов
07.10
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/114
0533
7
Дорожная разметка как способ
регулирования дорожного
движения
14.10
https://infourok.ru/klassniy-chasdorozhnaya-razmetka-kak-sposobregulirovaniya-dorozhnogo-dvizheniyapeshehodnie-perehodi-1672227.html
8
Сигналы регулировщика
дорожного движения.
21.10
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuformy-regulirovaniya-dorozhnogodvizheniya-svetofornoe-regulirovanie4083354.html
9
Перекрестки и их виды.
28.10
https://uchitelya.com/pedagogika/88134prezentaciya-perekrestki-i-ih-vidy.html
10
Места перехода проезжей
части.
11.11
https://yuid.ru/mesta-dlya-perehodadorogi/
11
Правила перехода проезжей
части и движения пешеходов
вдоль дорог.
18.11
https://infourok.ru/instrukciya-praviladvizheniya-i-povedeniya-peshehodov-nadoroge-4343380.html
12
Общие вопросы порядка
движения транспортных
средств.
25.11
https://infourok.ru/razrabotka-uroka-poteme-proezd-reguliruemih-perekrestkov3289694.html
https://multiurok.ru/files/poriadokdvizhieniia-transportnykh-sriedstv.html
13
Правила пользования
транспортом.
02.12
https://yuid.ru/pravila-bezopasnosti-dlyapassazhirov-marshrutnogo-transporta/
14
Причины
дорожнотранспортного
происшествия (ДТП).
09.12
https://nsportal.ru/vu/lection/lektsiya-5dorozhno-trasportnye-proisshestviya
Движение пешеходов и
водителей транспортных
средств на сложных
перекрёстках.
16.12
16
Дорожные ловушки.
23.12
https://infourok.ru/klassniy-chasdorozhnie-lovushki-3491693.html
17
Состав и назначение
автоаптечки.
30.12
https://infourok.ru/prezentaciya-dlyaobuchayushihsya-kluba-yunyhinspektorov-dorozhnogo-dvizheniya-natemu-avtomobilnaya-aptechka-v-2021godu-5087101.html
15
https://multiurok.ru/blog/prichinydorozhno-transportnykh-proisshestvii-itravmatizma-liudei.html
https://videouroki.net/razrabotki/pieriekr
iestki-i-ikh-vidy-dvizhieniiepieshiekhodov-i-voditieliei.html
https://avto-russia.ru/pdd_abma1b1/
18
Классификация возможных
травм. Оказание первой
доврачебной помощи.
13.01
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temupervaya-pomosch-pri-dtp-436964.html
19
Виды перевязочных средств и
правила наложения повязок.
20.01
https://www.amursma.ru/upload/iblock/f
a8/Sochetannaya_travma_Pervaya_pomo
shh.pdf
20
Транспортировка
пострадавшего,
иммобилизация.
27.01
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzhna-temu-sposobi-immobilizacii-iperenoski-postradavshego-3572619.html
21
Автогородок
03.02.
https://nsportal.ru/ap/library/nauchnotekhnicheskoetvorchestvo/2019/12/10/shkolnyyavtogorodok
22
Устройство автогородка.
10.02
https://yuid.ru/konkursyi/bkoleso/stancija-3/
https://www.dddgazeta.ru/archive/2016_1
4/22418/
23
Безопасный маршрут.
17.02
https://infourok.ru/organizaciyaprakticheskih-zanyatiy-na-avtogorodke1654393.html
24
Безопасное вождение
велосипеда.
03.03
https://nsportal.ru/video/2014/01/vozhden
25
Правила движения для
велосипедистов
10.03
https://pddmaster.ru/pdd/pdd-dlyavelosipedistov.html
26
Дополнительные требования к
движению велосипедистов.
17.03
https://pddmaster.ru/pdd/signalrukoi.html
https://velofans.ru/novichkam/uslovnyesignaly-podavaemye-velosipedistom
27
Движение пешеходов и
велосипедистов на сложных
перекрёстках
31.03
https://getotvet.ru/pdd-dlya-peshexodov/
28
Твой друг – велосипед
07.04
http://velosirius.ru/velodetali
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzhna-temu-ustroystvo-velosipeda-klass3456887.html
Фигурное вождение
велосипеда.
14.04
30
Дополнительные требования к
движению велосипедистов.
21.04
https://infourok.ru/pravila-ezdy-navelosipede-podacha-predupreditelnyhsignalov-4166491.html
31
«Знатоки ПДД»
28.04
https://yuid.ru/konkursyi/b-koleso/
29
http://ddd-gazeta.ru/content/view/619/51/
https://infourok.ru/prezentaciyafigurnoe-vozhdenie-velosipeda3712638.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/bibevatatjana/dorozhnyi-serpantin-scenariisportivno-igrovoi-programy.html
32
«Знатоки ПДД»
05.05
https://yuid.ru/konkursyi/b-koleso/
https://ped-kopilka.ru/blogs/bibevatatjana/dorozhnyi-serpantin-scenariisportivno-igrovoi-programy.html
33
Подведение итогов.
Выступление агитбригады.
12.05
34
Выступление агитбригады.
19.05
https://www.maam.ru/obrazovanie/pddagitbrigady