Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр» составлена
на основе примерной рабочей программы внеурочной деятельности «Музыкальный
театр/ Институт стратегии развития (учебное пособие для общеобразовательных
организаций), М. 2022, составленной на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования и
основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено
решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
Актуальность. Музыкальный театр – популярное направление внеурочной
деятельности, которое объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в школе
особую художественно-эстетическую атмосферу. Внутренняя природа театрального
действия глубоко родственна принципам системно-деятельностного подхода. Она
реализуется через эмоционально насыщенные, личностно значимые формы активного
проживания художественных образов, идей и смыслов. В связи с этим данный вид
творческого развития обучающихся является одним из наиболее эффективных
способов и форм самопознания, самораскрытия, самореализации личности.
Цель программы - Развитие музыкальной и театральной культуры
обучающихся как части их духовной культуры через коллективное творчество –
создание музыкального сценического образа.
Задачи:
− приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт
собственного проживания сценических образов, развитие и совершенствование
эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
− развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей
обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное мышление,
воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, музыкальный
слух и голос, координация и пластика движений, мимика, речь и т.д.;
− формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины
мира, приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства;
− приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание
основных закономерностей музыкального и театрального искусства, их языка,
выразительных средств;
− накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства; владение
специальной
терминологией;
− воспитание уважения к культурному наследию России; практическое
освоение образного содержания произведений отечественной культуры;
− расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыке и
театральной культуре других стран и народов;
− формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему
творческому делу,
ответственности за общий результат;
− гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного
взгляда на окружающий мир;
− получение опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района,
города, республики, страны;
− создание в образовательном учреждении творческой культурной среды.
Программа данного курса рассчитан на один год обучения с учащимися 2-8
классов. Расписание занятий строится из расчёта 1 час в неделю (групповые), также
предполагаются индивидуальные занятия с солистами. Образовательный процесс
строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и
особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима
занятий. Рабочая программа внеурочной деятельности разработана с учетом рабочей
программы воспитания.
Содержание курса
№ Тема
п/
п
1 Вводное
занятие
2 История
театра
3 Выбор
спектакля
4
Диагностика
певческих
данных
5
Изготовление
декораций к
спектаклю
6
Упражнения
для
развития
речевого
аппарата
7
Актерское
мастерство
8
Работа над
спектаклем
Содержание курса внеурочной
деятельности
«За кулисами театра»
История происхождения театра.
От истоков до нашего времени.
Выбор произведения для
постановки. Чтение, обсуждение, анализ выбранного произведения. Распределение ролей.
Чтение сказки по ролям.
Обсуждение песенного
материала. Работа над песней исполнение под фонограмму.
Разучивание песни.
Выбор материалов для
декорации. Продумывание,
составление, изготовление
композиции из ткани, бумаги и
картона.
Работа над интонацией,
артикуляцией, логическим
ударением, темпом, ударением.
Работа над выразительностью,
паузой, работа над дикцией,
речевой моторикой, разучивание скороговорок, артикуляционные упражнения.
Упражнения на память и
внимательность, театральные
этюды на подражание.
Диалоги героев. Отработка
движений. Работа над
Колич
ество
часов
1
Виды деятельности
1
2
Работа с источником
информации
Коллективное
обсуждение.
Работа с источником
информации
7
Практическая работа
5
Практическая работа
4
Практическая работа
5
Практические занятия
5
Работа с источником
информации.
Беседа
9
Премьера
спектакля
мизансценами.
Отработка вокальных партий.
Генеральная репетиция
Практические занятия
4
Выступление на
занятии
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы «Музыкальный театр» должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания: проявление интереса к освоению традиций
своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и
сохранять культуру своей страны;
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное
искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного
контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства,
стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность
прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества,
таланта.
Метапредметные результаты
− выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального, театрального явления;
− сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкальнотеатрального
действия, сценические образы, сюжеты;
− устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находить
ассоциации с
другими явлениями искусства;
− устанавливать существенные признаки для классификации явлений культуры
и искусства, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных
выразительных средств, элементов сценографии, актёрской игры, музыкального и
визуального образа спектакля;
− выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и
стилистически оправданного воплощения на сцене художественной задачи;
− обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
театрального искусства друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании сценического образа
конкретного произведения, жанра, стиля.
Предметные результаты
− выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и
достоверно передавая художественный замысел автора, вкладывая в актёрскую игру
личностно значимый смысл;
− исполнять вокальные, танцевальные, пластические номера в составе
развёрнутого драматического действия, отдельных сценах, концертных номерах;
− органично и естественно чувствовать себя перед публикой,
взаимодействовать партнёрами по сцене;
− понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных
средств театрального искусства;
− владеть основами ораторского и вокального искусства, уметь выразительно и
грамотно
говорить, петь, освоить различные манеры пения и сценической речи;
− владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического движения,
пантомимы,
доступных танцевальных стилей;
− выполнять сценическую задачу, органично и естественно существовать в
предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;
− знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных
ситуациях, снятия психологических зажимов, уметь их применять на сцене и в
жизни;
− уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в
организации
репетиций с младшими обучающимися;
− представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты
коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать
участие в культурно-просветительской и общественной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
по плану
1
2
3
4
5
6
02.09.2025
09.09.2025
16.09.2025
23.09.2025
30.10.2025
07.10.2025
7
14.10.2025
8
21.10.2025
9
10
11
12
13
14
28.10.2025
11.11.2025
18.11.2025
25.12.2025
02.12.2025
09.12.2025
Дата
по факту
Тема занятия
Колво
часов
1
1
1
1
1
под 1
Вводное занятие «За кулисами театра».
От истоков до нашего времени.
Выбор произведения для постановки.
Чтение сказки по ролям.
Работа над песней. Работа над дикцией.
Работа над песней - исполнение
фонограмму.
Работа над твёрдой атакой звука. Разучивание
музыкальных партий.
Артикуляционная гимнастика. Работа над
музыкальными партиями.
Попевки-скороговорки.
Разучивание песен.
Работа над дикцией. Работа над песнями.
Зарисовка декораций.
Выбор материалов для декораций.
Генеральная репетиция
1
1
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
16.12.2025
23.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
20.01.2026
27.01.2026
03.02.2026
10.02.2026
17.02.2026
24 03.03.2026
25 10.03.2026
26 17.03.2026
27 31.03.2026
28 07.04.2026
29 14.04.2026
30 21.04.2026
31 28.04.2026
32 05.05.2026
33 12.05.2026
34 19.05.2026
Итого
Артикуляционная гимнастика.
Выступление на Новогоднем утреннике.
Разучивание партий музыкальной сказки.
Упражнение на развитие дикции.
Работа над партиями сказки.
Игровая программа «Рядом друг».
Работа над песнями.
Беседа «Дорожи дружбой».
Работа
над
партиями
сказки.
Игра
«Ритмическое эхо»
Работа над партиями сказки.
Работа над общими сценами.
Театральный интерьер.
Составление композиции из ткани.
Составление композиции из бумаги и картона.
Диалоги героев.
Отработка движений.
Работа над мизансценами.
Работа с солистами.
Генеральная репетиция отчетного спектакля.
Отчётный спектакль
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34