ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы информатики»
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
ООО, а также с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ «Сабинская ООШ».
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ учащихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного общего образования и формирование
умений применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к
решению практических задач.
Задачи курса:
развивать познавательный интерес и положительную мотивацию изучения информатики;
развивать умения выбирать оптимальную стратегию решения задач;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
развивать речь и внимание учащихся, способности логически рассуждать;
формировать информационную культуру и потребности приобретения знаний;
развивать умения применять полученные знания для решения задач различных предметных
областей;
воспитывать творческий подход к работе, желания экспериментировать, поощрять детские
инициативы;
вовлекать обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития.
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу
информатики и информационно-коммуникационных технологий за курс 7-9 классов. Поскольку
курс предназначен для тех, кто определил и н форматику как сферу своих будущих
профессиональных интересов, либо в качестве основного направления, либо в качестве
использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой
самостоятельный модуль, изучаемый 1 час в неделю в течение учебного года.
На уровне воспроизведения знаний предлагается следующий фундаментальный
теоретический материал:
единицы измерения информации;
принципы кодирования информации;
моделирование;
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
основные алгоритмические конструкции;
основные элементы математической логики;
основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях;
принципы адресации в Интернете.
На уровне умения знаний предлагается следующий фундаментальный практический
материал:
подсчитывать информационный объём сообщения;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для
формальных исполнителей;
формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
создавать и преобразовывать логические выражения;
оценивать результат работы известного программного обеспечения;
производить поиск информации в документах и файловой системе компьютера.
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся
различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Сроки реализации программы: программа данного курса реализуется в течение одного
учебного года, рассчитана на 34 академических часа (один час в неделю).
2
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение совместно с педагогом определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и совместно с педагогом
планировать будущие
образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, совместно с педагогом формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
совместно с педагогом ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
совместно с педагогом формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор совместно с педагогом наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
совместно с педагогом составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
совместно с педагогом находить средства для их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия
Совместно с педагогом умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
3
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
совместно с педагогом формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
совместно с педагогом организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
совместно с педагогом устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
совместно с педагогом целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
1
2
Перечень разделов
Всего часов
Информационные процессы
1.1. Представление информации
1.2. Передача информации
1.3. Обработка информации
1.4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Информационные и коммуникационные технологии
2.1. Основные устройства, используемые в ИКТ
2.2. Создание и обработка информационных объектов
17
6
2
8
1
14
1
6
2.3. Поиск информации
2.4. Проектирование и моделирование
2.5. Математические инструменты, динамические (электронные)
таблицы
2.6. Организация информационной среды
2
2
Промежуточная аттестация
Командная игра: Соревнование «Лучше всех»
Итого
5
2
1
1
2
34
№
п/п
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Тема занятия
Кол-во Форма проведения
проведения
часов
план
1.
05.09
2.
12.09
3.
19.09
4.
5.
26.09
03.10
6.
7.
10.10
17.10
8.
24.10
9.
07.11
10.
14.11
11.
21.11
12.
13.
14.
28.11
05.12
12.12
15.
16.
19.12
26.12
17.
09.01
18.
16.01
19.
23.01
20.
30.01
21.
22.
06.02
20.02
23.
24.
27.02
05.03
факт
Алфавитный подход к определению
количества информации
Круглый стол «Алфавитный подход к
определению количества информации»
Декодирование кодовой
последовательности
Алгебра логики. Таблицы истинности
Круглый стол «Алгебра логики: истина
или ложь»?
Моделирование и формализация
Круглый стол «Найди верный путь в
таблице»
Круглый стол «Найди верный путь на
графе»
Основные типы алгоритмических
структур: ветвление, выбор, цикл
Круглый стол «Алгоритмы для
Исполнителя»
Круглый стол «Найди результат
программы»
Адресация и поиск в сети Интернет
Круглый стол «Найди верный адрес»
Круглый стол «Определяем количество
страниц по запросу»
Соревнование «Лучше всех»
Представление числовой информации с
помощью систем счисления
Круглый стол «Переведи число из одной
системы в другую»
Поиск информации в файлах и каталогах
компьютера. Компьютерный практикум
«Поисковые средства информационной
системы»
Определение количества
информационного объёма файлов,
отобранных по некоторому условию
Компьютерный практикум «Файлы»
1
Беседа
1
Групповая работа
1
Беседа
1
1
Беседа
Групповая работа
1
1
Беседа
Групповая работа
1
Групповая работа
1
Беседа
1
Групповая работа
1
Групповая работа
1
1
1
Беседа
Групповая работа
Групповая работа
1
1
Игра
Беседа
1
Групповая работа
1
Беседа
1
Беседа
1
Презентации
Компьютерный практикум «Моя
презентация»
Текстовые редакторы и процессоры
Компьютерный практикум «Создание
документа. Редактирование и
форматирование»
1
1
Индивидуальные
практические работы
Беседа
Индивидуальные
практические работы
Беседа
Индивидуальные
практические работы
6
1
1
25.
26.
13.03
19.03
27.
02.04
28.
29.
30.
31.
09.04
16.04
23.04
30.04
32.
33.
07.05
14.05
34.
21.05
Электронные таблицы Excel
Компьютерный практикум «Вспомним
математические, статистические
функции»
Компьютерный практикум «Вспомним
логические функции»
Кумир. Алгоритмы и исполнители
Кумир. Алгоритмические конструкции
Промежуточная аттестация
Компьютерный практикум
«Перемещение робота по лабиринту»
Паскаль. Алгоритмические конструкции
Компьютерный практикум «Определи
результат выполнения программы»
Соревнование «Лучше всех»
7
1
1
Беседа
Индивидуальные
практические работы
1
Индивидуальные
практические работы
Беседа
Беседа
Тест
Индивидуальные
практические работы
Беседа
Индивидуальные
практические работы
Игра
1
1
1
1
1
1