Программа внеурочной деятельности «Секреты орфографии» 9 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Секреты орфографии» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Количество часов по учебному плану всего 34
учебных недель 34.
часа в год; в неделю 1 час, количество
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБОУ
«Сабинская ООШ»; учебного плана школы; годового календарного графика на 2023-2024учебный
год.
Актуальность: В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих
навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей,
не все школьники усваивают их в полной мере.
Данная программа призвана помочь учащимся повторить материал, изученный ранее, углубить
имеющиеся знания, отработать навыки выполнения тестовых заданий, распределения времени
при выполнении каждой части экзаменационной работы. Актуальность программы определяется
и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует
формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих
способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией
Цель курса: Удовлетворение образовательных запросов учащихся, углубление
общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей;
Обеспечение условий для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и
орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования
метапредметных умений и навыков.
Задачи:
1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной
грамотности;
3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях
(электронных и на печатной основе).
В содержании программы затрагиваются трудные случаи тестовых заданий, отсутствует
дублирование тем 9 класса.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа
Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15лет.
Занятия проводятся согласно расписанию школы.
Планируемые результаты:
После изучения курса учащиеся должны
знать
~ правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его
отсутствия;
~ условия, от которых зависит написание;
~ норму, действующую при данных условиях;
~ последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
~ приёмы разграничения схожих написаний.
Уметь
Уметь выполнять тестовые задания;
~ правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным
принципами написания;
~ правильно писать сложные слова,
~ правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных,
образованных от собственных имен;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
~ правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных;
~ правильно писать не с разными частями речи;
~ ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
~ ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного,
сложноподчиненного, бессоюзного).
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
тренировочные упражнения
тесты
практикум
семинар
презентация
исследовательская и проектная деятельность детей
Курс поможет учащимся подготовиться к ГИА /к новой форме итоговой аттестации/.
В качестве обучающих пособий будут не только традиционные, но и книги по занимательной
лингвистике.
Метапредметными результатами изучения
универсальных учебных действий.
курса
являются
формирование
следующих
Личностные:
- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи);
- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);
- интерес к изучению языка.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать свою деятельность;
- способность к объективной самооценке.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации
использованием учебной и справочной литературы;
для
выполнения
учебных
заданий
с
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности. Рекомендуемая литература.
Тема 2. Текст. Строение текста.
Тема текста. Основная мысль текста. Проблемы, затронутые в тексте. Авторская позиция.
Тема 3. Типы речи.
Описание. Повествование. Рассуждение. Смешанные типы. Тесты.
Тема 4. Стили речи.
Литературные стили. Разговорный стиль.
Тема 5. Как писать изложение.
Работа над проблемой изложения. Черновые записи. Умение связывать части изложения.
Заключение в изложении.
Тема 6. Как писать сочинение.
Начало сочинения. Главная часть. Вывод/заключительная часть/. Слова – клише.
Тема 7. Правописание гласных и согласных.
Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Чередующиеся гласные в корне
слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Проверяемые согласные в корне слова.
Буквы и,у,а после шипящих. Буквы ё-о после шипящих в корне слова. Буквы и-ы после ц.
Тема 8.Правописание приставок.
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з-с. Буквы з-с на конце приставок.
Пре- при в приставках. Тесты.
Тема 9. Правописание ь и ъ.
Правила правописания ь и ъ.
Тема 10. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях, наречиях, образованных от
прилагательных.
Правописание прилагательных/ан-ян-ин,онн-енн/. Полные и краткие формы.
Отглагольные прилагательные, причастия.
Наречия, образованные от прилагательных.
Тема 11. Правописание суффиксов и окончаний у существительных и прилагательных.
Буквы е-и в окончаниях имён существительных. Буквы о-е после шипящих и ц в
окончаниях существительных и прилагательных. Буквы о-е в суффиксах существительных
и прилагательных.
Тема 12. Правописание глаголов.
Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжений. Не с глаголами. Тесты.
Тема 13. Правописание предлогов, союзов, частиц, междометий.
Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное написание союзов
также, тоже, чтобы. Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. Дефис в междометиях.
Тема 14.Обособленные члены предложения.
Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Тесты.
Тема 15. Вводные слова и предложения. Обращения.
Знаки препинания при вводных словах и обращениях.
Тема 16. Прямая речь. Цитаты.
Знаки препинания при прямой речи. Цитирование как вид работы.
Тема 17. Итоговое тестирование Работы учащихся.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
урока
Дата проведения
план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Тема урока
Количест
во часов
факт
Вводное занятие. Зачем нужна грамотная речь?
Текст. Создай свой текст.
Особенности строения текста.
Типы речи. Разновидности
Типы речи. Смешение типов речи в тексте
Стили речи. Узнай стиль
Стили речи. Я- создатель текста разных стилей.
Как писать изложение
Как писать сочинение. Авторская манера
Сочинение на лингвистическую тему
Сочинение по цитате.
Секреты правописания гласных в словах
Секреты правописания согласных в словах
Отыщи ошибку. Деловая игра «Я редактор»
Такие разные приставки.
Слияние приставок с корнями
Роль ъ
Роль ь
Правописание н и нн в прилагательных
Правописание н и нн в причастиях
Правописание н и нн в наречиях, образованных от
прилагательных.
Правописание суффиксов и окончаний у существительных
Правописание суффиксов и окончаний у прилагательных.
Правописание глаголов.
Правописание глаголов.
Правописание предлогов
Правописание союзов
Правописание частиц, междометий
Обособленные члены предложения
Обособленные члены предложения
Вводные слова и предложения. Обращения
Прямая речь. Цитаты.
Итоговое тестирование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1