Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов по математике «Удивительная математика»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, учебного плана школы на 2024-2025 учебный год и
учетом Программы воспитания школы.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами
математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Основная цель курса внеурочной деятельности:
- создание условий для повышения уровня математического развития учащихся,
формирования логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предметуматематика .
Задачи курса:
Обучающие:
• Научить правильно применять математическую терминологию;
• Совершенствовать навыки счёта;
• Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственныемысли.
Воспитательные:
• Формировать навыки самостоятельной работы;
• Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
• Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
• Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
• Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
• Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих
способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных
обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей
детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях. Во время занятий у
ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь
ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений,
практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих игр.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются
задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные
темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип
«спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне
трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в
качестве закрепления.
Место учебного курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Удивительная математика» рассчитан на 34 часа в год (по 1
часу в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи; - развитие
логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; - воспитание
качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; Познавательные
УУД:
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассужденияи
выводы;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решенияучебных
задач.
Коммуникативные УУД:
- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующихумений:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения
в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин,
применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно
и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных
геометрических объектах;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах. В ходе реализация
программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Увлекательная
математика» обучающиеся должны/получат возможность знать/понимать:
• основные ключевые понятия математики;
• способы решения головоломок, ребусов;
• некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытныхлюдей;
• о некоторых великих математиках и их достижениях;
• об открытии нуля;
• признак делимости на 11;
• иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
• о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
• головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
• число Шахерезады; числа палиндромы;
• методы рассуждений;
•
•
простые и сложные высказывания;
составные части математических высказываний; •
необходимые
и
достаточные условия.
уметь:
• решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
• решать задачи на переливание жидкости;
• определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
• правильно употреблять математические термины;
• решать задачи на математическую логику;
• строить логические рассуждения;
• самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни
для решения задач
Содержание учебного курса
Раздел I. Из истории математики
6 часов
Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала
математика людям? Зачем ее изучать? Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в
счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода».
Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних
египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтениеи запись цифр.
Раздел II. Великие математики 6 часов
Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном
венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага.
Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из
Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России Л.Ф.Магницкий и его
«Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.
Доклады о великих математиках.
Раздел III. Из науки о числах 9 часов
Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады. Квадрат
любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого
числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые
определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах
(Россия, США, Япония, Китай, Италия).
Арифметические ребусы. Приемыбыстрого счета. Числовые головоломки. Арифметическая викторина.
Раздел IV. Логика в математике 8 часов
Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания.
Составные части математических высказываний. Необходимые и достаточные условия. Задачи на
математическую логику. Задачи на планирование.
Раздел V. Геометрические головоломки 5 часов
Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса.
Применение листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в
цирковом искусстве. Соразмерность
Тематическое планирование курса
«Удивительная математика каждому»
№
п/
п
1
2
3
4
5
Наименование раздела, темы
Количество часов
(всего)
Из истории математики
Великие математики
Из науки о числах
Логика в математике
Геометрические головоломки
Итого
6
6
9
8
5
34
Календарно-тематическое планирование
№ Дата проведения
по плану по факту
1
3.09
2
10.09
3
17.09
4
24.10
5
1.10
6
8.10
7
15.10
8
22.10
9
5.11
10 12.11
11 19.11
12 26.11
13 3.12
14 10.12
15 17.12
16 24.12
17 14.01
18 21.01
19 28.01
20 4.02
21 11.02
22 18.02
23 25.02
24 4.03
25 11.03
26 18.03
27 1.04
28 8.04
29 15.04
30 22.04
31 29.04
32 6.05
33 13.05
34 20.05
Тема
Арифметика каменного века
Числа начинают получать имена
Загадка числа «7»
Живая счетная машина
Дюжины и гроссы
Математика Вавилона
Пифагор и его школа
Архимед
Задачи на переливание жидкостей
Мухаммед из Хорезма
Развитие математики в России
Л.Ф.Магницкий и его«Арифметика»
Открытие нуля
Число Шахеризады
Любопытн ые свойства натуральных чисел
Признак делимости на 11
Числа счастливые и несчастливые
Арифметические ребусы
Некоторые приемы быстрого счета
Числовые головолом ки
Арифметическ ая викторина
Учимся правильно рассуждать
В математике «не», «и», «или»
Понятия «следует», «равносильно»
Составные части математических высказываний
Верные и неверные высказывания
Необходимые и достаточные условия
Затруднительные положения
Несколько задач на планирование
Головоломка Пифагора
Удивительн ые луночки
Колумбово яйцо
Лист Мебиуса
Не верь глазам своим
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
№ п/п
1.
2.
3
4
1
2
3
Наименование материально-технического обеспечения
Литература для учителя
«Математика 6 » Учебник для 6 класса общеобразовательных
организаций /Виленкин Н.Я,Жохов В.И, Чесноков А.С,
Шварцбурд С.И.-М.: Просвещение, 2021г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку.
М.: Просвещение, 2013.
Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие
теоремы. М.: МЦНМО, 2010
Кордемский, А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение,
2012.
Литература для ученика
«Математика 6» Учебник для 6 класс общеобразовательных
организаций /Виленкин Н.Я,Жохов В.И,Чесноков А.С,
Шварцбурд С.И.-М.: Просвещение, 2021г.
Интерактивная доска
Ноутбук
Электронные образовательные ресурсы
(лицензионные ЭОР)
www.1september.ru
www.math.ru
www.allmath.ru
www.uztest.ru
http://schools.techno.ru/tech/index.html
http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html
http://methmath.chat.ru/index.html
http://www.mathnet.spb.ru/
Кол-во
1
1
1
15
1
14