Движение первых

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Движение первых» в 5-9 классе разработана на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральная образовательная программа основного общего образования по новым ФГОС ФООП
2023-2024 учебный год.
2. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно- методического
объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22).
Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.
Психосоциальное развитие детей и подростков направлено на становление личности и
формирование социальных навыков. В результате формируется индивидуальный стиль поведения
и эмоционального реагирования, то есть того, как человек воспринимает социальную
действительность и реагирует на нее. Конечной целью этого развития является социальнопсихологическая компетентность личности.
Социально-психологическая компетентность – это способность эффективно взаимодействовать
с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В ее структуру входит
умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные
особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы
обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь
играет умение поставить себя на место другого (эмпатия).
Основы социально-психологической компетентности закладываются в семье, которая
формирует у ребенка первый опыт эмоциональных и деловых отношений между людьми.
Однако, авторитет семьи упал в последние десятилетия. Кроме того, в последние годы
значительно обострились социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства.
В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным
причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты. Не способна
сформировать у ребенка адекватные социальные навыки и неблагополучная семья. Для таких
детей необходимо специально организованное социально-психологическое обучение.
Подросток, растущий в семье благополучной или неблагополучной должен уметь общаться с
самыми разными категориями людей, быть способным работать в команде, заинтересовывать и
мотивировать других. Данная проблема и обусловила актуальность написания программы по
развитию навыков общения у подростков.
Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Он
является самым острым и самым длительным. В течение этого периода происходит ломка и
перестройка большинства прежних отношений подростка к окружающему его миру и
собственной личности, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает
самостоятельную жизнь.
Стремление к самоопределению у подростков обусловлено необходимостью становления своего
места в обществе, определения своего назначения в жизни.
Отсутствие адекватных форм общения и моделей социального поведения приводят к
недостаточной подготовленности к дальнейшим жизненным ситуациям. Последствия этих
нарушений сказываются и во взрослой жизни, в трудностях адаптации к новым условиях и
отношениям. В силу неправильно формирующегося опыта общения дети зачастую занимают по
отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Неадекватные аффективные
реакции (драчливость, конфликтность, агрессия, грубость) выступают защитной реакцией на
неудовлетворенность жизненно важных потребностей, позволяющей ребёнку не снижать оценку
своих возможностей.
Социально-психологическое обучение должно учитывать возрастные особенности развития
ребенка и проводиться комплексно по всем трем направлениям: эмоциональному, развитию Яконцепции и самосознания, поведенческому. Для подросткового возраста актуальны задачи:

осознание Я концепции и типичных стереотипов поведения; формирование приемов
эмоциональной саморегуляции; освоение навыков уверенного поведения, социального
взаимодействия, поведения в условиях межличностных конфликтов; профилактика зависимого
поведения.
Обновленный ФГОС основного общего образования ориентирует современную школу на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Эта задача решается в том числе и
посредством введения курсов внеурочной деятельности. Одним из актуальных из них может
стать курс, связанный с овладением социальными компетенциями.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все
более важным. К сожалению, многие дети в семье так и не приобретают этого важнейшего
социального навыка, но педагоги и психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и
понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь – следовать социальным
нормам и правилам.
Современное устройство общества дает детям, подросткам и взрослым больше возможностей
выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множества нюансов и аспектов
взаимодействия. Если раньше считалось важным сформировать у школьников корректное
поведение, то большое разнообразие социальных контактов и ситуаций взаимодействия
современного человека делает невозможным научить ребенка
«поступать правильно» и требует развития социальной компетентности.
При этом все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. Грубое поведение
детей часто повторяет увиденное на телевизионном экране или усвоенное из компьютерной игры.
Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не
понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о
действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и
поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Поэтому
важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать
и поддерживать контакты.
Целью курса является формирование социально компетентного поведения у детей и
подростков, которое обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и проблемным
ситуациям. Его компонентами являются: большой и разнообразный набор техник поведения;
адекватное восприятие ситуаций; способность к рефлексивному контролю, как ситуации, так и
альтернативного поведения.
Программа направлена на развитие эмоционального и социального интеллекта через создание в
группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого
общения детей друг с другом и с педагогом. Дети приобретают социальный опыт и учатся
общаться с чуткостью и уважением. Кроме того, программа направлена на формирование навыков
конструктивного общения. В процессе участия в данной программе подростки смогут увидеть
себя со стороны собеседника, это научит лучше разбираться в себе и в окружающих людях. В
ходе занятий формируется умение общаться, сохраняя хорошие отношения, навыки уверенного
поведения, способность работать в команде и совместно принимать решения, которая становится
все более важной и актуальной в этом возрасте.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с обновленными ФГОС
основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла:
- обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам освоения программ
основного общего образования;
- расширить возможности индивидуального развития обучающихся;
- учитывать в работе школьную программу воспитания, то есть соединить учебную и
воспитательную деятельность;
- сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на основе осознания ими личной
ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Программа может быть
реализована в работе со школьниками 5-9 классов.

Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы
проведения занятий как беседы, обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов,
упражнения на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры,
самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога. Кроме того,
формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Взаимосвязь с
программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
-в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социально- значимой
совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей
страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе. На каждом этапе своей работы школьник вправе
рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать
это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его
самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата.
Данный курс носит практико-ориентированный и личностно-ориентированный характер.
Обсуждение большинства тем с обучающимися ведется на основе их личного опыта, их
особенностей. Педагогу очень важно учитывать личностные особенности, внимательно относиться
к индивидуальности каждого обучающегося. В том случае, если возникает риск
психологической травмы, конфликта, неготовности обучающегося к рефлексии следует изменить
подход к обсуждению темы, сделать его более абстрактным и не оказывать давления на
обучающегося. То же самое в полной мере относится ко всем практическим упражнениям,
используемым в курсе.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Движение первых» рассчитана на
34 часа в год, 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ «Сабинская ООШ», с
учетом календарного учебного графика и расписанием занятий обеспечено выполнение рабочей
программы в полном объеме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к
истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или
исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать свое
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и
характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с

использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать
гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть
способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и
предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к
другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с
учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей.
Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой,
в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; осуществление
выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с
коммуникативным замыслом; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых
в речи грамматических языковых средств, для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и сферой общения: осознанное расширение своей речевой практики;
овладение основными нормами современного русского литературного языка.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; характерных чертах общества; содержании
и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые
нормы; умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к
различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные
функции; умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; овладение
смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать,
понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения
различных исследовательских или проектных задач; овладение приемами поиска и извлечения
социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или
исследования из различных адаптированных источников и публикаций средств массовой
информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети
Интернет; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; приобретение
опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления и цели
«Я член своего коллектива» создание сплоченного коллектива,
через создание дружеской
обстановки, обстановки уважения и
взаимопонимания.
Задачи:
- развить понятие толерантность,
углубить понимание его значения;
- отработать умение видеть
индивидуальные различия и
показать, что такое толерантное
отношение к различиям;
научить чувству солидарности и
гордости за свой класс;
-сформировать представление о
толерантном поведении в условиях
конфликта интересов;
способствовать участию в
общешкольных делах.
«Мои родные и я»
- Формирование обстановки
уважения и взаимопонимания с
родными и близкими людьми.
Задачи:
- вырабатывать четкое понятие
толерантности;
- научить терпимости во имя
позитивного взаимодействия
между этносами и социальными
группами;
- сделать взаимоотношения в семье
более ровными и
доброжелательными.
« Люди вокруг меня»
- ориентировано на привитие детям
понимания и почитания людей
пожилого возраста и людей с
ограниченными физическими и
умственными способностями, забота
о младших.
Задачи:
- создать условия для
формирования терпимости к
различиям между людьми;
- способствовать выработке
активного неприятия любых форм
дискриминации;
создать Декларацию принципов
толерантности.

Виды деятельности
Внеклассные мероприятия
- Агитбригада « Активисты»
- Подготовка сценария «Здравствуй, здравствуй Новый
Год!»
- Конкурс «Молодцы - удальцы!»
- Конкурс « А, ну - ка, девочки!»
- «День здоровья» спортивный праздник

Внеклассные мероприятия
Праздник « День матери»
Новогодний огонек
Семейные посиделки «День 8 марта!»
«Как здорово, что все мы здесь, сегодня
собрались…»

Внекласные мероприятия
Поздравление
учителей
- « День пожилого человека »
- - Открытка "9 мая"

с

праздником

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Выборы активов классов
Агитбригада «Активисты» создание.
Что такое толерантность? Подготовка к выборам
президента школы
День пожилого человека (подготовка поздравительных
открыток своим бабушками дедушкам)
День учителя. Самоуправление.
Агитбригада «Активисты» подготовка к «Осеннему
балу»
День отца
«Осенний бал»
День народного единства
Агитбригада «Активисты» «День отказа от курения»
День матери
День государственного герба РФ
Агитбригада « Активисты » День волонтера
День конституции
Агитбригада « Активисты » подготовка «Веселый
переполох»
«Здравствуй, здравствуй Новый Год!»
Святки. Колядки
Агитбригада « Активисты »
День воинской славы России
День Деда Мороза и Снегурочки
День зимних видов спорта в России
Поздравительные открытки к 23 февраля
Конкурс «Молодцы- удальцы!»
Проводы Масленицы
Конкурс « А, ну - ка, девочки!»
День добрых дел
Чыл Пазы Хакасский Новый год
День здоровья
День Космонавтики
Агитбригада « Активисты » Всемирный день Земли
Открытка "9 мая"
Концерт ко Дню Победы
Агитбригада « Активисты » Подготовка к празднику
«Последний звонок»
«Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались…»
подведение итогов.
Итого: 34

Количество
часов
1
1
1

6.09
13.09
20.09

1

27.09

1
1

4.10
11.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1

18.10
25.10
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12

1
1
1
1
1
1

27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
7.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14.02
21.02
28.02
7.03
14.03
21.03
4.04
11.04
18.04
25.04
26.04
16.05

1

23.05

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».