ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного стандарта
основного общего образования и является составной частью Основной образовательной программы
ООО МБОУ «Сабинская ООШ». Рабочая программа реализуется по учебнику Рудзитиса Г.Е.,
Фельдмана Ф. Г. Химия. 9 класс. ФГОС. Просвещение. 2018г. В настоящей программе учтены основные
направления Рабочей программы воспитания МБОУ «Сабинская ООШ».
Основные цели и задачи:
создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребенка;
сформировать желание и умение учиться и на этой основе обеспечить развитие у ребенка чувства
собственного достоинства;
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества;
сформировать первые навыки творчества;
обеспечить достаточно прочную базисную общеобразовательную подготовку.
обеспечить получение выпускниками качественного образования, подтверждаемого результатами
независимой экспертизы ЕГЭ, результатами поступления в престижные учебные заведения высшего и
среднего профессионального образования
обеспечить развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного развития;
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими
жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и
элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в
быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи изучения химии.
Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических
законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в
повседневной жизни.
Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты,
соблюдая правили техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с
природой и в повседневной жизни.
Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных
проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и
в процессе трудовой деятельности.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе
обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и
социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в
части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и
других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной
картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека
с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый
образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими
веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии,
осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей, успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её
существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение
к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил
безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни
людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с
окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии,
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и
социальной практике.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения
общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и
другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе
знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые
обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл
химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и
критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинноследственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные,
дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические
(знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической
реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом этих модельных представлений
выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в
изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве
основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов,
умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о
проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического
содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных
технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем,
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности
информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей
природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и
письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента
(лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов
и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных
действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых
знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата
заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные результаты
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного
данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания,
умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и
новых ситуациях.
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион,
анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления,
химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор,
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор,
химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь
(ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость
химической реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании
веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических
реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава,
принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической
формуле, характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической
решётки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание:
описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов:
различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число
электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении
свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения
их атомов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и
составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных
веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих
химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые
уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих существование генетической
связи между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного
баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности протекания химических
превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического
элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по
уравнению химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила
обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным
путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы
аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и
химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование,
эксперимент (реальный и мысленный).
II.Содержание учебного предмета «Химия»
Повторение курса химии 8 класса (4 ч). Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.
И. Менделеева в свете строения атомов. Химическая связь. Строение вещества. Основные классы
неорганических соединений: их состав, классификация. Основные классы неорганических соединений: их
свойства. Расчёты по химическим уравнениям.
Демонстрации. Таблица «Виды связей». Таблица «Типы кристаллических решеток»
Раздел 1. Многообразие химических реакций (17 ч).
Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)
Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление
уравнений окислительно - восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических
реакций. Первоначальные представления о катализе.
Демонстрации. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от
различных факторов.
Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2. Электролитическая диссоциация (11 ч)
Химические реакции, идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.
Гидратная теория растворов.
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень
диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства
основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и
окислительно – восстановительных реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и
солей как электролитов».
Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая
диссоциация».
Раздел 2. Многообразие веществ.
Тема 3. Галогены (4 ч)
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Нахождение в природе.
Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и
химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная
кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Тема 4. Кислород и сера (6 ч)
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера.
Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы.
Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная
реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в
промышленности. Применение серной кислоты.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Практическая работа. № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Тема 5. Азот и фосфор (9 ч)
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот,
физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак.
Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства.
Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции,
лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и
удобрения.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и
фосфорными удобрениями.
Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.
Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
Тема 6. Углерод и кремний (8 ч)
Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия.
Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и
ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание
карбонатов.
Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного
вещества, содержащего примеси.
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
Тема 7. Общие свойства металлов (11 ч)
Металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические
свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические
свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и
химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства.
Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства.
Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II)
и железа (III). Качественная реакция на ионы.
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция,
рудами железа, соединениями алюминия.
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на
земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов.
Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных
углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и
химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации.
Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные
спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в
организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено,
степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.
Образцы нефти и продуктов их переработки.
Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
III. Тематическое планирование
№/п Наименование раздела
Повторение курса химии 8 класса
Многообразие химических реакций
Многообразие веществ
Краткий обзор важнейших
органических веществ
Повторение
Итого
1.
2.
3.
4.
5.
IV.
№
урока
Дата проведения
Количество часов
в рабочей
программе
4
17
38
7
Контрольные
работы
2
68
Практические
работы
1
1
2
1
5
2
5
-
7
Календарно- тематическое планирование
Тема урока
план
факт
Колво
часов
1
2
3
5
1
05.09
2
3
06.09
12.09
4
13.09
4
Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 ч.)
Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.
И. Менделеева в свете строения атомов
Химическая связь. Строение вещества
Основные классы неорганических соединений: их состав, свойства,
классификация. Расчёты по химическим уравнениям
Входная контрольная работа
1
1
1
1
5
19.09
6
20.09
7
26.09
8
27.09
9
03.10
10
04.10
11
10.10
12
13
14
15
11.10
17.10
18.10
24.10
16
17
25.10
07.11
18
19
08.11
14.11
20
15.11
21
21.11
22
22.11
23
24
25
28.11
29.11
05.12
26
06.12
27
28
29
30
31
12.12
13.12
19.12
20.12
26.12
32
27.12
33
09.01
Раздел 1. Многообразие химических реакций (17 ч)
Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)
Окислительно-восстановительные реакции.
Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки
зрения окисления и восстановления.
Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотермические
реакции.
Скорость химических реакций. Первоначальные представления о
катализе.
Практическая работа №1. Изучение влияния условий
проведения химической реакции на её скорость.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом
равновесии.
Тема 2. Электролитическая диссоциация (11 ч)
Сущность процесса электролитической диссоциации.
Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Химические свойства основных классов неорганических
соединений в свете представлений об электролитической
диссоциации.
Окислительно-восстановительные реакции.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач
по теме «Свойства кислот, оснований и солей как
электролитов».
Гидролиз солей.
Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в
избытке.
Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация
химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Контрольная работа № 1 по темам «Классификация
химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Раздел 2. Многообразие веществ (38 ч)
Тема 3. Галогены (4 ч)
Общая характеристика неметаллов. Положение галогенов в
периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение
и применение галогенов. Хлор.
Хлороводород: получение и свойства.
Соляная кислота и её соли.
Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и
изучение её свойств.
Тема 4. Кислород и сера (6 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Сера.
Сероводород. Сульфиды.
Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.
Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач
по теме «Кислород и сера».
Тема 5. Азот и фосфор (9 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.
Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
применение.
10.01
Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его
свойств.
16.01
Соли аммония.
17.01
Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода
продукта реакции от теоретически возможного
23.01
Азотная кислота.
24.01
Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.
30.01
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
31.01
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные
удобрения.
06.02
Тема 6. Углерод и кремний (8 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе
химических элементов, строение их атомов. Углерод.
07.02
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
13.02
Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода
в природе.
14.02
Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и
изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
20.02
Кремний и его соединения. Силикатная промышленность
21.02
Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции
по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего
примеси
27.02
Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»
28.02
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
06.03
Тема 7. Общие свойства металлов (11 ч)
Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы
металлов.
07.03
Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.
Понятие о металлургии.
13.03
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжений металлов.
14.03
Щелочные металлы.
20.03
Магний. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды и способы
её устранения.
21.03
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.
22.03
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
03.04
Соединения железа.
04.04
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач
по теме «Металлы и их соединения».
10.04
Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов»
11.04
Проверочная работа по теме «Общие свойства металлов»
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч)
17.04
Органическая химия.
18.04
Углеводороды.
24.04
Кислородсодержащие органические соединения: спирты,
карбоновые кислоты, сложные эфиры.
25.04
Жиры, углеводы.
26.04
Промежуточная аттестация
15.05
Аминокислоты. Белки.
16.05
Полимеры.
22.05
Обобщающий урок
23.05
Проверочная работа по теме: « Краткий обзор важнейших
органических веществ»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
График проведения практических работ по химии в 9 классе
№
урока
Дата проведения
1
9
2
29.09
17
27.10
25
01.12
31
22.12
34
11.01
44
15.02
57
12.04
3
Тема урока
4
Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения
химической реакции на её скорость.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по
теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».
Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение
её свойств.
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по
теме «Кислород и сера».
Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его
свойств.
Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и
изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по
теме «Металлы и их соединения».
Колво
часов
5
1
1
1
1
1
1
1
График проведения контрольных работ по химии в 9 классе
№
урока
Дата проведения
1
4
21
2
13.09
21.11
48
64
28.02
26.04
3
Тема урока
4
Входная контрольная работа
Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических
реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
Итоговое тестирование
Колво
часов
5
1
1
1
1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его
усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие
качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные
ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно
указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно
сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для
объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и
классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например,
упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно
отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в
полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также
при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической
последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной
логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены
существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент
проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на
столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент
проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и
оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при
работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена, у
учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и
оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и
оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в
математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»: задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три
несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого
орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть,
полугодие, год.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).
Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо
использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и
сформулировать точные ответы на них.